Аналитика

Авиакатастрофа в Иране: вопросов больше, чем ответов

В ходе расследования деталей крушения вертолета президента Раиси появляются новые детали, которые еще больше запутывают ситуацию.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 22 мая — Sputnik. Иранский вертолет с президентом Эбрахимом Раиси и рядом высокопоставленных чиновников на борту потерпел крушение вечером 19 мая на территории Ирана. По предварительным данным, авиакатастрофа произошла из-за плохой видимости на маршруте следования. Ожидаемо звучали и другие версии произошедшего, начиная от неисправности техники до умышленной диверсии.

Предварительная версия и вопросы к ней

Согласно официальной версии, вертолет, перевозивший Раиси, потерпел крушение в условиях плотного тумана в горной местности. Возникли предположения, что из-за практически нулевой видимости вертолет врезался в гору. Но после обследования места трагедии и публикации первых кадров с места крушения вопросов только стало только больше.
Глава администрации президента Ирана Гулам Хоссейн Исмаили, который находился в другом вертолете, сопровождавшем главу государства, рассказал, что во время полета погодные условия были благоприятными, облачность была лишь на очень ограниченной территории.
Члены спасательной команды ищут обломки вертолета, на борту которого находился президент Ирана Эбрагим Раиси
"Облака были немного выше вертолета. Пилот вертолета, на борту которого находился президент, в качестве командира дал нам указание набрать высоту и продолжить движение над облаками. Вертолеты увеличили высоту, и примерно через 30 секунд наш пилот понял, что вертолет президента пропал", – рассказал журналистам Исмаили.
По словам главы администрации, их экипаж вернулся к месту, где была получена последняя команда от пилота президентского борта, но не смогли на месте обнаружить следов вертолета.
"Не было слышно ни звука взрыва, не видно ни огня, ни дыма", – подчеркнул глава администрации иранского президента.
Он добавил, что погода ухудшилась только в ночь на 20 мая около 3:00. То есть гораздо позже времени катастрофы. Такое положение дел послужило обсуждению ряда других версий случившегося, что которые изначально озвучивались осторожно.
Спасатели несут тело

Что еще могло произойти?

Альтернативные версии событий стали звучать сразу после публикации кадров с места крушения. У специалистов возник вопрос, почему части разбившегося вертолета разбросаны на ограниченном пространстве в одном из ущелий. Обычно такое случается после вертикального падения аппарата.
Судя по обломкам и следам возгорания, вертолет не столкнулся с горой по направлению движения. Иначе он должен был бы скатиться в ущелье, что оставило бы специфические следы, в виде разбросанных по всему склону частям аппарата.
Во-вторых, он не был сбит зенитно-ракетной установкой или другим переносным оружием. При таком поражении вертолет чаще всего взрывается в воздухе, и обломки разлетаются на большое расстояние. Даже если он не взрывается, то инерция движения гарантирует разброс обломков при столкновении с поверхностью, чего так же не было.
Cпасательные команды в Иране
Возникают вопросы и по поводу характера пожара в вертолете. Журналист турецкой газеты Hürriyet Абдулькадир Сельви задается вопросом по поводу источника возгорания в летательном аппарате. Установлено, что огонь возник в кабине, о чем свидетельствуют полностью обгоревшие тела пилотов, которые, как можно предполагать, сгорели заживо.
"Может ли возгорание в кабине пилотов быть признаком убийства? Могло ли в кабине находиться взрывчатое или легковоспламеняющееся вещество?" – задается вопросом турецкий журналист.
Азербайджанский военный эксперт, полковник запаса Рамиз Шарифов утверждает, что эти вопросы не должны вызывать ажиотажа. Взрывы и возгорания вертолетов начинаются именно с передней части машины, где располагаются топливные баки и все оборудование.
"Без постороннего вмешательства, такого как попытка теракта или обстрел ракетами, возгорание в вертолете может возникнуть только в двух случаях. Это либо короткое замыкание, которое может произойти на любой высоте, либо искра во время столкновения в воздухе или на земле. Но если при коротком замыкании у экипажа остается время для совершения посадки аппарата, то во втором случае, это, как правило, катастрофа", – рассказал Шарифов Sputnik Азербайджан.
Похороны
Не меньше вопросов возникает и в связи с заменой вертолета. Сообщается, что обычно для поездок Раиси использовались российские модели. Как правило, это были Ми-171. Однако в этот раз предпочтение было отдано американскому Bell-212, произведенному 30 лет назад. Также сообщается, что вертолет, на котором вылетел президент Раиси, был не из президентского парка летательных аппаратов, а принадлежал иранскому обществу Красного Полумесяца.
По идее, летательный аппарат, перевозивший президента Ирана, должен был быть оснащен соответствующим оборудованием. В частности, это три вида устройств слежения. Наряду со стандартным GPS и транспондером это еще и специальная система, обеспечивающая бесперебойную передачу сигнала в течение 72 часов. Почему они не сработали и сигнала не было?
И наконец два вопроса, связанных с пилотами. Вертолетом Раиси управляли летчики иранской армии, хотя обычно эту миссию выполняли представители Корпуса стражей исламской революции. Почему?
Да и тот факт, что глава МИД Ирана Хосейн Абдоллахиян и губернатор Тебриза Малик Рахмети, которые должны были лететь в другом вертолете, в последний момент поднялись на президентский борт, вызывает определенные вопросы.
Судя по множеству нестыковок, которые порождают все новые версии, расследование катастрофы будет не быстрым и сложным.
Первая женщина-кандидат вышла из президентской гонки: в Иране огласили список – ОБНОВЛЕНО