БАКУ, 7 мая — Sputnik. В 2023 году из общего объема международных грузовых перевозок, которые составили более 650 млн тонн, 3%, или 19 млн тонн, пришлось на международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг", говорится в отчете Евразийского банка развития (ЕАБР) "Инфраструктура Евразии: краткосрочные и среднесрочные тренды".
При этом, согласно данным ЕАБР, грузоперевозки по МТК выросли за прошлый год на 38%.
В отчете указывается, что в Центральной Азии в течение прошлого года резко увеличилось число инициатив по развитию широтных транспортных коридоров.
"В фокусе особого внимания традиционные транспортные маршруты "Восток-Запад", включая Центральный евразийский коридор, и МТК ТРАСЕКА, который состоит в том числе из Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ/Средний коридор). Заинтересованность в их развитии проявляют все ключевые игроки: Россия, Китай, Иран, Индия, Турция, Пакистан, европейские страны и США", – говорится в отчете ЕАБР.
В 2023 году МТК "Север-Юг" занял особое место в новой конфигурации евразийских транспортных коридоров.
"В течение года были подписаны соглашения по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" — Решт-Астара в Иране стоимостью 1,6 млрд евро. К реализации этого проекта должны приступить в 2024 году. Окончание работ запланировано на 2027-й", – говорится в отчете банка.
Кроме того, в рамках МТК реализуются проекты по расширению мощностей морских портов Оля, Актау, Курык и другие. Также ведется работа по созданию союза особых экономических зон. Для стимулирования перевозок транзитные страны вводят льготы на контейнерные доставки с едиными пониженными ставками за использование инфраструктуры.
В отчете также указывается, что у коридора есть потенциал увеличения объема грузоперевозок до 30 млн тонн и более к 2030 году.
"Грузоперевозки по МТК "Север-Юг" динамично развиваются. Объемы пока меньше, чем на других направлениях международных перевозок, однако имеют большой потенциал для роста. В 2022 год объем перевозок составил примерно 16 млн тонн, в 2023-м оценивается в 19 млн тонн. Динамика значительно превосходит все ожидания", – отмечается в данных ЕАБР.
МТК "Север-Юг" имеет исключительное значение для реализации планов по перестройке евразийских маршрутов. Он представляет собой интегрированный транспортный маршрут, который соединяет северо-западную часть ЕАЭС с государствами Центральной Азии, регионом Персидского залива и странами Индийского океана.
Инфраструктура МТК обеспечивает гибкость и разнообразие транспортных маршрутов, а также способствует облегчению международной торговли и развитию сотрудничества между регионами, которые он соединяет.
Сопряжение "Север-Юг" с другими маршрутами
В отчете указывается, что в течение 2023 года были предложены различные варианты расширения транспортных связей Центральной Азии с МТК "Север-Юг". С одной стороны, рассматривается возможность создания нового коридора, связывающего Беларусь, Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан.
С другой стороны, Кыргызстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан договорились о создании мультимодального Южного транспортного коридора между Центральной Азией и Россией.
"Маршрут пройдет с юга Кыргызстана в Узбекистан, далее в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море, а после направится на север в Астрахань. Планируется перевести часть грузового потока Центральноазиатского региона на маршрут МТК "Север-Юг" в порт Астрахани", – отмечено в публикации.
Уникальное направление МТК "Север-Юг" создает возможности для сопряжения с другими глобальными и региональными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад: евразийским коридором Транссиб и его составляющими-железнодорожными коридорами, а также международным транспортным маршрутом Европа-Западный Китай; коридорами, соединяющими Китай и регион Центральной Азии со странами Центральной и Восточной Европы; МТК ТРАСЕКА и проходящими по его оси международным Лазуритовым транспортным коридором (Lapis Lazuli), международным маршрутом Черное море-Каспийское море; евразийским транспортным коридором "Южный", соединяющим страны Юго-Восточной Азии с Индией, Пакистаном, Ираном и Турцией (в настоящее время функционирует только на участках между Ираном и Турцией, гораздо менее интенсивно – между Пакистаном и Ираном).
Обширная мозаика комбинаций сопряжения создает широкие возможности для доставки грузов между различными странами на евразийском пространстве, говорится в отчете.