БАКУ, 3 апр — Sputnik. Страны Юго-Восточной Европы традиционно занимают важное место в расширении сотрудничества Азербайджана с Евросоюзом - эти государства являются активными покупателями азербайджанских энергоресурсов и играют значимую роль в развитии глобального транспортного коридора "Восток-Запад".
В частности, среди основных партнеров Баку в ЕС можно назвать Румынию, с которой у Азербайджана длительная история торгово-экономического сотрудничества и взаимного инвестирования. Для развития и углубления двусторонних отношений стороны часто проводят консультации официальных лиц. Так, на этой неделе состоялся визит в Баку министра энергетики Румынии Себастьяна-Иоана Бурдужа, где он принял участие в 8-м заседании совместной комиссии по торгово-экономическим связям.
По итогам заседания Баку и Бухарест договорились расширить энергетическое и транспортное сотрудничество, а также направить усилия на стимулирование взаимных инвестиций.
При этом стоит отметить, что торгово-экономическое взаимодействие двух стран среди прочего открывает перед Азербайджаном и возможность диверсифицировать свой выход в ЕС.
Дополнительное окно для азербайджанского газа в ЕС
Можно с уверенностью сказать, что энергетика сегодня является самой главной сферой сотрудничества Баку и Бухареста, которые тесно взаимодействуют по ряду ее отраслей.
Так, в первую очередь стоит выделить торговлю Азербайджана и Румынии энергоресурсами и готовым топливом. По итогам прошлого года Азербайджан стал третьим крупнейшим поставщиком нефти в Румынию, куда было экспортировано 622 тыс. тонн "черного золота".
В то же время АР в прошлом году импортировала из Румынии почти 10,2 тыс. тонн нефтепродуктов, в основном бензин марок АИ-95 и АИ-98. Стоит отметить, что Азербайджан зависит от импорта данной продукции, и в этом смысле поставки из Румынии покрывают значимые объемы потребления топлива в стране.
Газоперерабатывающий завод
© AFP 2024 / JOSEP LAGO
При этом Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) занимает важное место в сфере распределения топлива в Румынии. SOCAR вышла на румынский рынок через дочернюю компанию SOCAR Petroleum в 2011 году, и на сегодняшний день владеет 27 автозаправочными станциями в различных регионах страны.
Кроме того, "дочка" Госнефтекомпании владеет четырьмя хранилищами топлива в Румынии. На сегодняшний день инвестиции SOCAR в румынскую экономику превысили $70 млн, что привело к созданию более 800 рабочих мест.
Наряду с этим Румыния идеально вписывается в планы Азербайджана по расширению географии поставок газа. Еще в прошлом году SOCAR и румынская Romgaz S.A. подписали соглашение о поставках азербайджанского газа. Так, в соглашении указывается, что объем ежегодного экспорта "голубого топлива" из Азербайджана составит 1 млрд кубометров, часть которого будет направлена в Молдову.
По итогам прошлого года Румыния импортировала свыше 184 млн кубометров азербайджанского газа. Ожидается, что после реализации "Вертикального коридора", призванного соединить газотранспортные сети Греции, Болгарии, Румынии, Молдовы, поставки газа из Азербайджана в Румынию выйдут на уровень 1 млрд кубометров.
Таким образом, Бухарест планирует стать для азербайджанского газа неким "окном в Центральную Европу", что позволит Баку диверсифицировать рынки поставок "голубого топлива".
Энергетические мосты между Каспийским и Черным морями
Две страны также планируют сотрудничать по поставкам сжиженного природного газа. Как известно, Азербайджан не производит СПГ на своей территории, однако Госнефтекомпания является активным трейдером данного вида топлива на мировом рынке.
А благодаря совместному проекту Азербайджана, Румынии и Грузии Баку сможет производить свой СПГ в грузинском порту. Напомним, еще с 2008 года Азербайджан, Грузия и Румыния планировали построить в грузинском порту Кулеви, в котором SOCAR владеет нефтеналивным терминалом, завод по сжижению газа, на котором обрабатывался бы газ из Азербайджана, а в перспективе и из Туркменистана. Затем проект столкнулся с рядом проблем, в том числе связанных с финансированием, и его реализация была отложена.
Сейчас же на заседании в Баку министр энергетики Румынии Себастьян-Иоан Бурдужа вновь напомнил об этой инициативе, заявив, что планируется активировать проект по закупкам азербайджанского СПГ, который будет производиться в Кулеви. Судя по заявлению румынского чиновника, проект строительства СПГ на Черном море вновь приобрел актуальность, а возможно, еще и финансовую поддержку со стороны ЕС.
В случае его реализации будет создан энергетический мост, который объединит ресурсы и возможности Каспийского моря с Черным.
Другим энергетическим мостом между двумя морями также можно назвать проект поставок "зеленой энергии" из Прикаспийского региона в Европу по дну Черного моря, в котором Румыния и Азербайджан вместе с Грузией, Венгрией и странами Центральной Азии сыграют ключевую роль.
Транзит и логистика
Важной сферой сотрудничества Азербайджана и Румынии также являются транзит и транспортно-логистическая сфера. Баку и Бухарест - важные звенья Среднего коридора, которые соединяют транзитные возможности Каспийского и Черного морей.
Сегодня ведутся достаточно серьезные работы по интеграции портов Баку и Констанца. Так, Румыния планирует превратить свой порт Констанца в центр перевалки грузов в Европе и вместе с портами Грузии (Батуми, Поти) надеется связать Бакинский порт с европейскими портами.
Для Азербайджана создание морской альтернативы выхода в Европу, которую предлагает Румыния, имеет очень важное значение как с точки зрения диверсификации торгово-транспортных маршрутов, так и укрепления роли Бакинского порта в системе глобальных мультимодальных перевозок.