Аналитика

Четыре дня боев, предопределивших итоги 44-дневной войны

Апрельские бои 2016 года стали прологом полного освобождения оккупированных азербайджанских территорий от армянской оккупации.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 апр — Sputnik. Апрельским боям 2016 года предшествовала череда событий в Армении, которую можно коротко охарактеризовать как ужесточение позиции Еревана во взаимоотношениях с Баку. Еще в начале 2015 года военная доктрина Армении претерпела определенные изменения, которые можно назвать попыткой создания идеологической основы для расширения оккупации.
С осени 2015 года участились обстрелы азербайджанских позиций и прифронтовых населенных пунктов, что сопровождалось провокационно-диверсионной деятельностью. А уже в марте 2016 года армянская сторона стала использовать крупнокалиберное оружие, гранатометы, минометы, артиллерийские системы калибра более 120 мм.
Военнослужащие азербайджанской армии

Апрель 2016-го: начало боев

В ночь на 2 апреля 2016 года подразделения армянской армии подвергли интенсивному обстрелу азербайджанские позиции вдоль линии соприкосновения и ближайшие населенные пункты.
Для остановки агрессора и предотвращения подобных провокаций в будущем была проведена контрнаступательная операция, в результате которой армянским вооруженным силам был нанесен значительный урон. Азербайджанской армии удалось уничтожить до 30 танков и другой бронетехники, вывести из строя более 25 артиллерийских установок, уничтожить штаб и основные воинские части в населенном пункте Суговушан, под контроль азербайджанский армии перешли дороги в направлении Агдере-Суговушан и Джебраила. Был нанесен значительный урон живой силе противника.
В результате четырехдневных боев азербайджанская армия освободила территорию площадью более 2 тысяч гектаров.
Азербайджанский солдат на освобожденном от оккупации возвышенности Леле Тепе

Политические итоги боев

Политические итоги апрельских боев оказались для Армении еще более плачевными. Несмотря на все старания Еревана, скрыть последствия поражения было невозможно. Военные действия обнажили несостоятельность утверждения о преимуществе армянской армии над азербайджанской. Напротив, прорвав в течение 20 минут оборону противника, состоящую из фортификационных сооружений, которые в Армении с гордостью называли "линией Оганяна", азербайджанская армия попутно развеяла два мифа.
Во-первых, было доказано, что прорвать эту линию для ВС Азербайджана не составляет большого труда, а, во-вторых, на деле было продемонстрировано новейшее вооружение и высокая подготовка, что в совокупности показывало преимущество Вооруженных сил АР.
Азербайджанский солдат на освобожденном от оккупации возвышенности Леле Тепе
Важным итогом боев стало то, что в Армении появилась большая группа сомневающихся, которые недоумевали в связи с тем, что их "могущественная" армия не смогла остановить азербайджанские подразделения.
Серьезный месседж был направлен и международным посредникам, которые практически вынуждали Баку идти на уступки, мотивируя это тем, что силового метода решения армяно-азербайджанского конфликта нет.
Прорвав в считанные минуты эшелонированную оборону противника и освободив около 2 тыс. гектаров территории всего за четыре дня, азербайджанская армия продемонстрировала всем, что силовой метод решения конфликта возможен. И этот фактор должен учитываться как посредниками, так и самой противоположной стороной.
Azərbaycan hərbçiləri, arxiv şəkli

Политическая обстановка после апрельских боев

Сразу после апрельских боев в переговорном процессе между Баку и Ереваном, который долгое время пробуксовывал, наметились подвижки. Уже через месяц стороны при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ встретились в Вене. Затем состоялась встреча в Санкт-Петербурге. То есть процесс сдвинулся с мертвой точки. Впрочем, вскоре он застопорился так же неожиданно, как и начался. В Ереване вновь взяли на вооружение агрессивную риторику.
Однако последствия поражения серьезно сказались на настроениях граждан и не прошли бесследно для руководства Армении. Весной 2018 года президент Серж Саргсян был вынужден подать в отставку. Руководить Арменией стал премьер-министр Никол Пашинян, который занял еще более жесткую позицию на переговорах. Своим высказыванием "Карабах – это Армения. И точка" он фактически заявил о своем нежелании договариваться о мире. А назначенный им министр обороны Давид Тоноян пошел еще дальше и объявил о новой военной доктрине Армении, которая звучала как "новая война за новые территории".
После этого эскалация напряженности на границе не заставила себя долго ждать. Армянские войска усилили обстрелы азербайджанских позиций и близлежащих населенных пунктов. В июле 2020 года они спровоцировали боестолкновения на государственной границе в направлении Товузского района. Армяне попытались выставить здесь новые посты, которые позволяли бы контролировать стратегически важные экспортные коридоры Азербайджана. Получив достойный отпор, они отступили, но не успокоились.
Продолжающиеся обстрелы достигли апогея 27 сентября 2020 года, когда азербайджанская армия ответила полномасштабной контратакой на очередную военную провокацию Армении. Началась 44-дневная война, которая завершилась полным разгромом врага и освобождением практически всех оккупированных территорий.
Итоги войны были призваны послужить установлению окончательного мира в регионе. Но только в том случае, если политические заигрывания с внерегиональными игроками и совершаемые Ереваном с их благословения военные провокации не приведут Южный Кавказ к новой эскалации.