БАКУ, 1 апр — Sputnik. В Азербайджане до 1 июля этого года будет разрешено оказывать услуги такси на автомобилях, со дня выпуска которых прошло не более 15 лет, при этом требования к цвету машин пока действовать не будут. Но по истечении этого срока в качестве таксомоторов работать смогут только автомобили определенного цвета (белый или красный), "возраст" которых не превышает восьми лет.
Недавно утвержденные требования к легковым автомобилям, используемым в качестве такси, вызвали широкую дискуссию в обществе. Наиболее жаркие споры вызывают требования к дате выпуска и цвету машин. Так, после 1 июля транспортным средствам, со дня выпуска которых прошло более 8 лет, не будет выдаваться пропускная карта. Также для ее получения автомобили такси должны соответствовать экологическому стандарту как минимум "Евро-5".
Кроме того, цвет автомобилей такси должен быть белым или красным. Но требование к цвету распространяется только на транспортные средства, ввезенные в страну для пассажирских перевозок после 1 июля 2024 года.
Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы прокомментировал Sputnik Азербайджан сложившуюся ситуацию.
Он заявил, что некоторые неправильно понимают новое решение.
"Большинство считает, что требование к "возрасту" автомобиля такси - не более 8 лет - предъявляется уже сейчас. Главное, на что следует обратить внимание, это то, что таксистам предоставили трехмесячный срок, чтобы они успели подстроиться под новые требования", - сказал Мурадлы.
Он уточнил, что до 1 июля услуги такси можно оказывать на автомобилях, с даты выпуска которых прошло не более 15 лет, при этом цвет автомобиля не имеет значения. Но уже с 1 июля в качестве такси можно будет использовать только автомобили не старше 8 лет и только красного или белого цвета.
По мнению эксперта, новое решение является позитивным шагом для повышения качества услуг такси.
"Мы все ждали, когда в этой сфере будет наведен порядок. А теперь, когда решение принято, вновь пытаемся найти всякого рода "но". Думаю, новые правила повысят качество услуг такси", - сказал Мурадлы.
Он также добавил, что во многих других странах требования к году выпуска автомобилей-такси еще жестче - там они не могут быть старше 5 лет. А согласно решению, принятому в Азербайджане, первоначально речь идет о сроке выпуска до 15 лет.
В то же время экономист Натиг Джафарли заявил, что принятое решение приведет к сокращению количества такси.
"Наши чиновники считают, что в Баку слишком много такси, поэтому стараются сократить их количество в два-три раза. Согласно законам экономики, когда предложение сокращается, цены повышаются. Жесткое решение приведет к сокращению количества такси, и мы впоследствии станем свидетелями роста цен на их услуги как минимум вдвое", - сказал эксперт.
Что изменилось?
Напомним, недавно Кабинет министров утвердил "Требования к техническим параметрам, внутреннему и внешнему виду транспортных средств, используемых в регулярных и таксомоторных пассажирских перевозках", согласно которым в Азербайджане с 1 июля запретят предоставлять услуги такси на автомобилях старше 8 лет.
Также внутри легковой машины такси должны находиться:
- информационное табло, отображающее информацию о водителе и перевозчике;
– таксометр (вместе с информационным табло о стоимости проезда) или мобильное устройство с программным обеспечением, выполняющее функции таксометра;
- POS-терминал для безналичной оплаты проезда.
Легковые автомобили такси должны быть оборудованы тормозной системой ABS, системой освещения салона, кондиционером (с функцией охлаждения и обогрева), ремнями безопасности для водителя и всех пассажиров.
Таким образом, в законодательстве сохранились прежние требования, предъявляемые к транспортным средствам, используемым в качестве такси, однако появились и новые, в частности - наличие охватывающей весь салон такси видеокамеры с запоминающим устройством, способным хранить записанные данные не менее месяца.
Отметим, что водители такси должны пройти специальную подготовку по этике поведения и нормативным правовым актам, регулирующим перевозку пассажиров на автомобиле. Успешно прошедшие обучение получают сертификат.
Азербайджанское агентство наземного транспорта (ААНТ) просит водителей, которые в настоящее время предоставляют услуги такси и хотят продолжить эту деятельность в будущем, как можно скорее получить пропускное удостоверение и пропускную карту на автомобиль.