Эксклюзивы

Где в Азербайджане появятся станции зарядки электромобилей?

Госструктурам поручено расширить сеть зарядных станций, что должно способствовать популяризации электрокаров в стране.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 22 мар — Sputnik. На каждые десять электромобилей должна приходиться одна зарядная станция. Таких норм придерживаются в странах, где население активно использует электрокары. Об этом Sputnik Азербайджан заявил Ильгар Алиев - директор консалтинговой компании, занимающейся вопросами расширения использования электромобилей в Азербайджане.

Чем больше, тем лучше

В настоящее время в республике насчитывается около 4 тыс. электромобилей и 33 зарядные станции, которые преимущественно расположены в Баку. Согласно мировой практике на каждые 10 электрических автомобилей должна приходиться одна станция. Это означает, что в стране число зарядных станций должно превышать 400. Если учесть, что к концу года парк электромобилей может вырасти до 8 тыс. единиц, то нужно 800 станций. То есть будет увеличение спроса на зарядные устройства, отметил собеседник.
Напомним, ранее президент Ильхам Алиев поручил правительству на основе предложений Министерства цифрового развития и транспорта, Министерства энергетики, ОАО Azərenerji ("Азерэнержи") и ОАО Azərişıq ("Азеришиг") в течение месяца определить места размещения и установки электрозарядных станций.
По словам директора компании, велика вероятность, что в первую очередь зарядные станции для электротранспорта появятся на территории действующих автозаправочных станций, где автомобили заправляют бензином.
"Сеть автозаправочных станций в Азербайджане достаточно широкая. Там есть все условия и инфраструктура для установки нового оборудования", - отметил он.
На втором этапе зарядные станции могут появиться на автомобильных парковках, в том числе у крупных торговых центров. Другим возможным местом для подзарядки автомобилей могут стать подстанции "Азеришыг". С точки зрения мощности электросети эти места являются наиболее оптимальными, уверен эксперт.
Выставка электромобилей в Баку

Дешевле горючего

Водителям выгоднее использовать электричество вместо горючего. Например, зарядка транспорта от розетки в 220 вольт обходится в пять раз дешевле бензина. На коммерческих объектах 1 кВт⋅ч обойдется в 20-50 гяпиков. Если станция будет находиться за пределами города, то, возможно, подзарядка аккумулятора обойдется дороже, сказал эксперт.
"Так как сегодня нет постановления, регулирующего стоимость электроэнергии для заправки автомобилей, то действующие в стране зарядные станции официально не продают электричество, а только оказывают сервисные услуги. Именно так указано в выдаваемых водителям квитанциях после подзарядки батареи. Кроме того, в большинстве квитанций указан не объем загруженной энергии, а только время подзарядки. Сегодня никто не может назвать единый тариф электроэнергии для электромобилей, поэтому процесс ее реализации как минимум должен быть легализован", - считает эксперт.
Согласно действующим нормативам торговать электроэнергией в Азербайджане может только "Азеришиг". Эксперт также отметил, что в азербайджанских законах отсутствует понятие процесса зарядки электромобиля.

Неэффективность домашней станции

В мире самым главным фактором, влияющим на продажу электрокаров, является доступность зарядных станций. Ведь если нет возможности подзарядить машину, то нет смысла приобретать электрокар.
А вот зарядка электрокара от домашней розетки достаточно сложный вопрос, объяснил эксперт. По его словам, домашняя электросеть не рассчитана на высокую нагрузку. Подключение к ней десяти электрокаров способно вывести из строя проводку. К розетке можно присоединить очень слабую домашнюю станцию, способную зарядить батарею автомобиля за 7-8 часов, в то время как мощные станции обеспечивают полную зарядку за 10-15 минут. Стоимость самой дешевой домашней станции обойдется автомобилисту в $500. Однако такое оборудование способно привести к поломке автомобиля.
Выставка электромобилей в Баку

В Азербайджан стали завозить больше электромобилей

Азербайджан нарастил экспорт электромобилей на фоне роста внутреннего спроса на машины с электродвигателем. Об этом ранее заявил советник министра экологии и природных ресурсов Расим Саттарзаде.
По его словам, в стране продолжается создание инфраструктуры для использования экологически чистого вида транспорта, повышается его финансовая доступность, для этого создана рабочая группа в правительстве.
Саттарзаде указал, что в результате мер, реализованных согласно предложениям рабочей группы, в республике расширилось использование экологически чистого транспорта: в 2023 году в Азербайджан было импортировано в 19 раз больше электромобилей, чем в 2021-м.
Для справки приведем данные Государственного таможенного комитета, согласно которым в прошлом году в республику было импортировано около 14,1 тыс. гибридных автомобилей стоимостью $386,3 млн, а также 3,1 тыс. электромобилей на $125,3 млн.
Советник министра также отметил, что с целью увеличения доли электромобилей в транспортном парке страны в рабочую группу, помимо профильных госструктур, были привлечены представители частного сектора. Это, по его мнению, должно поспособствовать в будущем повышению финансовой доступности таких машин, защите прав потребителей и развитию конкурентной среды.
"В течение 2024 года планируется подготовить новые предложения по ограничению использования старых автомобилей, провести работу по их утилизации, наладить деятельность в области утилизации аккумуляторов электромобилей согласно международной практике", – добавил Саттарзаде.
Новости
Высокий интерес у населения: в Азербайджан стали завозить больше электромобилей