БАКУ, 20 фев — Sputnik. Последствием ускоренной глобальной энергетической инфляции в последние пару лет стал и рост цен на различные виды удобрений и, как следствие, удорожание в мире продуктов агропромышленного комплекса. К тому же западные санкции привели к сложностям с поставками белорусских и российских удобрений на мировой рынок, что также привело к сокращению предложения и росту цен на них.
При этом из-за западных санкций Беларусь и Россия, на долю которых приходится свыше 20% экспорта на мировой рынок, перенаправили свои поставки с западного на восточное направление.
Для Беларуси, которая всегда ориентировалась на европейский рынок и пользовалась налаженным маршрутом поставок, переориентировка экспортного потока стала затруднительным и затратным процессом - стране фактически пришлось "протаптывать" новый логистический маршрут.
В первый год после санкций ситуация была напряженной - белорусский производитель "Беларуськалий" снизил поставки на мировой рынок до 4 млн тонн в 2022 году против почти 12 млн тонн до санкций, в 2021-м. Однако переориентировка маршрута поставок изменила ситуацию, и экспорт компании по итогам 2023 года вырос до почти 9 млн тонн.
Китай и Индия - главные рынки сбыта для Беларуси
Стоит отметить, что Китай и Индия на сегодняшний день остаются самыми важными и прибыльными рынками сбыта белорусских удобрений. Их поставки из Беларуси в Китай растут из-за налаженных маршрутов через территорию России - по итогам прошлого года объем экспорта составил $ 4,75 млрд, что превратило Беларусь в главного поставщика удобрений в КНР.
С Индией вопрос осложняется западными санкциями - в 2022 году экспорт в Индию сократился более чем на 50%, а в 2023-м и вовсе сошел на нет. Эксперты считают, что это связано с отсутствием выстроенной логистики, а также с проблемами в оплате за поставленный товар.
Однако Беларусь активно ищет новые маршруты на индийский рынок, и в числе рассматриваемых вариантов - международный транспортный коридор "Север-Юг", в том числе его часть, проходящая через территорию Азербайджана.
Так, ожидается, что Беларусь в тестовом режиме подключится к проекту "Север-Юг" - в марте-апреле состоятся пробные перевозки белорусских экспортных грузов в Иран по транскаспийскому маршруту этого коридора. Данный маршрут предусматривает прямые поставки из портов Астраханской области РФ до иранских портов через Каспийское море.
Однако эксперты считают, что использование Беларусью западной ветки "Север-Юг", которая проходит через территорию Азербайджана, может быть более выгодной ввиду того, что в морских перевозках между РФ и Ираном наблюдается недостаток сухогрузов.
В то же время железнодорожные поставки через территорию Азербайджана и далее в Иран, а потом в Индию могут стать для Беларуси более выгодным маршрутом.
Кроме того, тут для Беларуси открывается новый горизонт - учитывая сложности с оплатой экспортированных товаров, Минск может поставить удобрения в Азербайджан, а последний, в свою очередь, реэкспортировать его дальше на индийский рынок.
Тем более что Азербайджан планирует в ближайшие годы стать центром хранения и экспорта различных видов удобрений. Так, на территории Бакинского международного морского порта строится терминал удобрений, на котором будет переваливаться 3 млн тонн грузов в год и 600 тонн в час. Ожидается, что в порт будут завозиться серные, карбамидные, аммиачно-нитратные удобрения в первую очередь из стран Центральной Азии, в том числе из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.
Ожидается, что из терминала будут осуществляться поставки в европейском направлении, однако часть белорусских удобрений также можно будет реэкспортировать из терминала в южном направлении.
Азербайджан может обеспечить свой импорт
Азербайджан продолжает наращивать свои мощности по производству некоторых видов удобрений, однако страна все равно продолжает испытывать потребность в импорте. Согласно данным Госкомстата АР, страна в 2023 году импортировала 137,123 тыс. тонн минеральных удобрений, что на 32,7% больше, чем годом ранее. В 2023-м Азербайджан направил на эти цели $69,8 млн.
Учитывая, что Азербайджан является и экспортером, и импортером удобрений, вопрос цен на данный вид товара и его предложения на рынке очень актуален для страны. Поэтому гарантированные поставки удобрений, а также налаженный транзит такого важного продукта через территорию Азербайджана являются для страны вопросом продовольственной безопасности.
Кроме того, на внутреннем рынке Азербайджана в последние годы также растут цены на удобрения, что приводит к удорожанию производства сельскохозяйственной продукции и их стоимости для конечного потребителя.
Таким образом, если Азербайджан, наряду с поставками из РФ, сможет наладить поставки на внутренний рынок качественных и недорогих удобрения из Беларуси, стоимость сельхозпродукции в стране значительно снизится.