БАКУ, 23 янв — Sputnik. Прошлый год оказался довольно успешным для азербайджано-российских торгово-экономических отношений - товарооборот увеличился почти на 20%, взаимные инвестиции также продемонстрировали рост. Однако страны решили не останавливаться на достигнутом и предпринимают шаги, направленные на развитие кооперации в краткосрочной перспективе.
Так, 22 января Баку и Москва подписали "Дорожную карту по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества на 2024-2026 годы". Документ был подписан в Баку вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком и его азербайджанским коллегой Шахином Мустафаевым.
Потребность, вызванная регионализацией мировой торговли
Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Международная экономика" Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эмин Гарибли считает, что дорожная карта, подписанная между Россией и Азербайджаном, - это важный документ, отвечающий потребностям и трендам в мировой экономике и торговле.
"События и тренды мировой экономики на сегодняшний день быстро меняются и уследить за ними очень сложно. Поэтому очень важно заниматься непосредственно исследованием процессов, в результате которых выявляются нынешние закономерности и тренды. Это и заставляет правительства стран проводить такой анализ и оперативно реагировать на протекающие процессы. Подписанный между странами документ - фактически реакция на мировые тренды", - сказал Гарибли Sputnik Азербайджан.
Так, отметил экономист, на сегодняшний день в мире процесс глобализации остановился, идет процесс регионализации, когда в приоритете региональное кооперирование. В таких условиях странам региона нужно действовать сообща.
"Кроме того, мы переходим к четвертой промышленной революции, когда меняются технологии, и тут нужно действовать сообща и, кооперируясь, добиться успехов. В этом вопросе показателен пример азиатских, а также латиноамериканских стран, которые в результате регионального сотрудничества достигли заметных успехов", - отметил Гарибли.
По словам эксперта, Россия - одна из крупнейших стран региона, которая находится на той же стадии развития, что и Азербайджан. Во многих отраслях Баку и Москва сотрудничают - начиная от сельского хозяйства, торговли, туризма, промышленного производства и заканчивая наукой и образованием. Кроме того, развивается кооперация в современных отраслях экономики, например альтернативной энергетике.
Почему Азербайджан и РФ важны друг для друга
Эмин Гарибли считает, что Азербайджан может и не быть лидером мировой экономики по некоторым отраслям, но для в региональных экономических процессах страна играет важную роль. Поэтому развитие сотрудничества и предоставление соответствующих привилегий друг другу - очень важный пункт в сегодняшних российско-азербайджанских отношениях.
"В частности, сотрудничество в сфере сельского хозяйства с Россией играет исключительно важную роль для Азербайджана. Например, импорт пшеницы является для республики жизненно важным, и Россия в этом смысле - главный торговый партнер страны. Стоит отметить, что в период пандемии, когда многие страны столкнулись с рядом продовольственных проблем, у Азербайджана таких проблем не было из-за развития кооперации с РФ. Кроме того, Россия является главным рынком сбыта азербайджанской плодоовощной продукции", - подчеркнул эксперт.
Гарибли отметил, что Азербайджан и Россия должны своевременно реагировать на процессы и создавать друг для друга соответствующие условия для развития экономических отношений.
"Страны уже достигли такого уровня сотрудничества, когда они должны предоставлять взаимные преференции для кооперирования. Также Баку и Москва должны выявлять отрасли, в которых имеют сравнительное преимущество, и развивать их. Например, без кооперации двух стран в промышленном производстве и научно-технической деятельности добиться экономического успеха невозможно", - считает он.
По словам эксперта, дорожная карта позволяет регулярно, независимо от тех или иных процессов, развивать двусторонние проекты и регулировать реализацию новых.
"Существование дорожной карты позволит периодически обсуждать те прессинги, которым подвергаются наши экономики, так как обе страны находятся на одном уровне развития. Общих проблем сегодня предостаточно, и совместное их решение даст нам возможность развиваться дальше", - добавил экономист.
При этом Гарибли считает, что к концу 2026 году должен расшириться список товаров, которые Азербайджан и Россия производят совместно.
"Это станет самым главным показателем развития двусторонних отношений. Я надеюсь, что в 2026 году будет немало товаров, о которых мы с уверенностью будем говорить, что производим совместно. Это может быть, например, нефтегазовое и другое оборудование. То есть на повестке дня должно быть развитие промышленной кооперации", - резюмировал собеседник Sputnik Азербайджан.
Приоритеты не изменились
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета РФ Алексей Зубец считает, что дорожная карта между Азербайджаном и Россией позволит странам развить и углубить сотрудничество, а также принесет экономическую прибыль обоим государствам.
"Приоритетные направления сотрудничества двух стран за последнее время не поменялись - это прежде всего развитие промышленной кооперации, поставки продукции. Мы видим, как Азербайджан помогает России решить проблемы со столовыми яйцами", - сказал Зубец Sputnik Азербайджан.
Плюс к этому важно развивать промышленную кооперацию в создании различной машиностроительной продукции, которую Россия не может производить на своей территории из-за западных санкций.
Кроме того, важным направлением также остается развитие транспортных коммуникаций между странами.
"То есть главные направления сотрудничества между странами остаются торговля, транспорт, промышленность, аграрный сектор. Плюс к этому существуют и энергетические проекты, есть развитие туризма. Также важно гуманитарное сотрудничество. Надо сказать, что, если говорить о положении русскоязычного населения на постсоветском пространстве, в Азербайджане оно одно из лучших в отличие от других государств, где есть те или иные притеснения русскоговорящего населения и русской культуры. Этого в Азербайджане нет", - подчеркнул Зубец.
Задержки с развитием транспортно-логистических проектов
По словам экономиста, единственное, что развивается не очень хорошо - это транспортные коридоры, и это связано с санкциями против России.
"Так как РЖД попала под санкции, а эти коридоры должны быть реализованы с участием российской компании, на сегодняшний день азербайджанская сторона притормаживает это развитие, так как боится попасть под санкции. Но тем не менее все эти коридоры заработают", - убежден Зубец.
Подписание дорожной карты на три года связано с тем, что все азербайджано-российские проекты довольно долгосрочные и их нельзя реализовать за два месяца или за квартал.
"С моей точки зрения дорожная карта на три года - это мало. Потом ее надо будет продлевать и расширять", - считает эксперт.