БАКУ, 18 дек — Sputnik. В Польше распустили государственную комиссию, которая расследовала версию о якобы причастности России к крушению самолета президента страны Леха Качиньского в Смоленской области в 2010 году. Решение принял новый министр обороны Владислав Косиняк-Камыш.
Это объяснили тем, что комиссия тратила государственные деньги не по назначению и сообщала ложные сведения. Рапорт министра Ежи Миллера в 2011 году подробно объяснил причины той страшной катастрофы, посчитали в нынешнем руководстве Польши.
Обломки польского правительственного самолета Ту-154
© Sputnik / Олег Минеев
Авиакатастрофа 2010 года и инсинуации вокруг нее
Самолет польского президента потерпел крушение 10 апреля 2010 года под Смоленском в условиях густого тумана. В результате погибли все находившиеся на борту 96 человек, включая президента Леха Качиньского и его супругу. Высокопоставленная польская делегация летела для участия в траурных мероприятиях по поводу годовщины трагических событий в Катыни.
В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить авиалайнер. Самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы, столкнувшись сначала с деревьями, а затем с землей.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета сообщили, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях.
Обломки польского правительственного самолета Ту-154
© Sputnik / Илья Питалев
Практически к таким же выводам пришли эксперты созданной полькой стороной комиссии. В ее докладе, помимо снижения до недопустимой высоты, названы и другие ошибки экипажа, в том числе и то, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
Польские эксперты считают, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при высокой скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В 2011 году комиссия закрыла дело об авиакатастрофе, опубликовав отчет о своей работе.
Однако со сменой власти в Польше в 2015 году представители партии "Право и справедливость" заявили о недостаточно тщательном, по их мнению, изучении всех обстоятельств трагедии прежним руководством страны. В начале марта 2016 года возобновилась работа правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий.
Обломки польского правительственного самолета Ту-154
© Sputnik / Олег Минеев
В 2019 году ее представители голословно заявили, что лаборатория, близкая к Министерству обороны Великобритании, якобы обнаружила на обломках Ту-154 частицы взрывчатого вещества. Эти доводы были опровергнуты официальным представителем СК РФ Светланой Петренко.
Тем не менее инсинуации на данную тему продолжались вплоть до недавнего времени. И только после прихода к власти в Варшаве нового правительства Дональда Туска комиссия по изучению причин катастрофы была распущена. Заместитель министра обороны Польши Цезарь Томчик назвал ликвидацию комиссии “прекращением бесполезной траты средств”.
Он заявил, что комиссия потратила сотни миллионов злотых на "деятельность, не имеющую ничего общего с расследованием катастрофы, но имеющую отношение к политике". Происходящее в последние дни еще раз доказало, что финансирование работы комиссии на протяжении долгих лет было политически мотивировано и не имело ничего общего с изучением реальных причин катастрофы.
Предыдущее правительство Польши использовало расследования в качестве средства по дискредитации основного соперника на внутриполитической арене в лице Дональда Туска, а также для эскалации напряженности в отношениях с Россией.
Работа комиссии служила политике "польско-польского" противостояния
Возобновление работы комиссии по изучению причин катастрофы над Смоленском со стороны представителей партии "Право и справедливость" в 2016 году преследовало цель выставить виновником Дональда Туска, который якобы находился в "сговоре" с Россией. Проще говоря, предыдущие власти Польши занимались не выявлением истинных причин катастрофы, а пытались использовать сам факт трагедии против своих политических оппонентов.
Обломки польского правительственного самолета Ту-154
© Sputnik / Илья Питалев
В этом контексте не случайно, что созданная с их подачи в 2016 году комиссия выдвинула даже такую версию, что самолет мог быть взорван подкинутой на борт "термобарической взрывчаткой". Причем они не исключали, что ее могли специально подложить, когда самолет проходил плановый ремонт в России в 2009 году. "Правдоискателей" даже не смутил тот факт, была проведена процедура приема-сдачи, предполагающая проверку всех узлов и агрегатов, по результатам которой были подписаны соответствующие документы.
С целью доказать причастность к событиям Москвы польские власти даже обратились за помощью к Вашингтону. Но даже американцы не поддержали их в этих бредовых измышлениях. По мнению независимых наблюдателей, политическое руководство Польши таким образом сводило счеты с предшественниками. Пытаясь скомпрометировать их, они надеялись облегчить себе долгосрочное пребывание у власти.
Однако разыгрывать эту карту до бесконечности не удалось. К власти вернулся Туск, и практически первым шагом нового правительства стал роспуск комиссии и расследование ее деятельности. Не исключено, что результаты ее работы еще несколько лет будет использоваться в политических баталиях внутри страны и с той, и с другой стороны.
Стоит ли ждать изменений в политическом курсе Польши
Все политологи однозначны в своих прогнозах по поводу того, что Польшу ждут изменения во внутренней политике и в отношениях с Евросоюзом. В своем выступлении в парламенте Туск заявил, что после его возвращения к власти Польша останется надежным союзником Вашингтона и вернет себе лидирующие роли в Евросоюзе. Он не намерен пересматривать договор с ЕС и будет настаивать на продолжении западной помощи Украине.
Напомним, что при предыдущем правительстве "Права и справедливости" Польша настаивала на принятии необходимых законов, которые должны обеспечить верховенство местного законодательства над общеевропейским. Именно на этой почве в Брюсселе заблокировали выдачу Варшаве 35 млрд евро на восстановление экономики после пандемии коронавируса. Туск, у которого осталось множество контактов и связей в Брюсселе, намерен воспользоваться ими для скорейшей разморозки этих средств из Европейского фонда национального восстановления.
Кроме того, Туск анонсировал прекращение блокировки польско-украинской границы, которая продолжается с 6 ноября, из-за чего тысячи украинских дальнобойщиков неделями простаивают в очереди, чтобы пересечь ее. За это время уже скончались трое украинцев. Польские водители недовольны тем, что перевозки их украинских конкурентов обходятся заметно дешевле. И все потому, что украинские фирмы не подпадают под действие европейских регуляторов.
Как видим, проблем как на внутреннем, так и на внешнем политическом треке достаточно. На этом фоне не обсуждается лишь одно направление, которое предполагает улучшение взаимоотношений с Россией. Из этого можно сделать вывод, что ждать изменений тут не стоит. Во всяком случае в ближайшее время.