БАКУ, 13 дек — Sputnik. Процесс отказа от американской валюты, который наблюдается во многих странах мира и международных торговых отношениях, набирает обороты, в частности в регионе Ближнего Востока.
Так, ведущие экономики этого региона - Саудовская Аравия и ОАЭ - налаживают отношения с внешнеторговыми партнерами в альтернативных доллару валютах, и данный процесс ускоряется с вступлением этих стран в БРИКС.
Так, согласно информации СМИ, после вступления в БРИКС ОАЭ расширяют сделки по продаже нефти в альтернативных доллару валютах, в частности с такими партнерами по объединению, как Китай, Индия, Россия и Иран.
С другой стороны, Саудовская Аравия, которая до недавнего времени была партнером США номер один в ближневосточном регионе, также отдает предпочтение китайскому юаню в торговых соглашениях и снижает роль доллара во внутренних коммерческих соглашениях.
США не оправдали надежд Саудовской Аравии
С начала добычи и экспорта нефти из Саудовской Аравии между Вашингтоном и Эр-Риядом действует соглашение: Штаты обеспечивают безопасность королевства в обмен на нефтяную поддержку доллара. Так, все миллиардные нефтяные контракты Саудовской Аравии многие годы заключались в американской валюте, что оказывало неизменную поддержку доллару на мировом валютном рынке. Вместе с тем, Саудовская Аравия на протяжении всех этих лет активно покупала американские государственные облигации, что также не только поддерживало ценность доллара, но и оказывало мощную поддержку американской экономике.
Президент РФ Владимир Путин и президент Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян
© Sputnik / Алексей Никольский
В ответ на такую экономическую поддержку Саудовская Аравия ожидала от США выполнения обязанностей по трем основным пунктам:
- содействие США обороне и безопасности Саудовской Аравии, включая продажу современных систем вооружения;
- сильные и эффективные шаги по сдерживанию угроз со стороны Ирана королевству;
- отказ от критики по вопросам, связанным с нарушением прав человека в Саудовской Аравии.
Стоит отметить, что Вашингтон разочаровал Эр-Рияд по всем трем пунктам: администрация Джо Байдена заморозила продажу вооружения королевству, отношения с Ираном Саудовская Аравия урегулировала и без США, а нарушение прав человека и убийство саудовского журналиста Джемаля Хашогджи в консульстве в Стамбуле много раз становились причиной критики саудовских властей американцами.
Эр-Рияд
© AFP 2024 / FRANCK FIFE
Таким образом, не получив от США ожидаемой поддержки в геополитической плоскости, Саудовская Аравия начала проводить политику отдаления от Вашингтона и постепенного отказа от доминирования американской валюты в национальной экономике.
Вместе с тем сближение со странами региона, в частности с Китаем и Россией, позволило Эр-Рияду увереннее проводить дедолларизацию экономики. Так, в ноябре Китай и Саудовская Аравия подписали соглашение о валютном свопе на сумму около $7 млрд, который будет осуществляться в риалах и юанях. Эксперты считают это важным шагом в вопросе дедолларизации китайско-саудовских торговых отношений.
Кроме того, КНР несколько лет назад заменила США в качестве главного внешнеторгового партнера королевства, и товарооборот двух стран по итогам прошлого года превысил $100 млрд. В случае полного перехода на национальные валюты в расчетах между странами американская валюта потеряет поддержку в сто миллиардов долларов, а если Саудовская Аравия полностью перейдет на альтернативные валюты в нефтегазовых сделках, статус доллара на мировом рынке сильно пошатнется.
Дирхам может создать конкуренцию доллару
ОАЭ - традиционный экономический лидер ближневосточного региона и конкурент Саудовской Аравии - также проводит работу по дедолларизации своей внешнеторговой деятельности. Так, наряду с отказом продавать нефть и газ в американской валюте, ОАЭ рассматривают потенциальные нефтегазовые сделки с 15 странами, включая таких тяжеловесов, как Китай, Россия и Египет, которые являются членами альянса БРИКС и сторонниками дедолларизации.
Усилия ОАЭ по отказу от доллара также связаны с намерениями страны продвинуть свою валюту как альтернативный инструмент торговли. Так, ранее стало известно, что Россия и Индия проводят торговлю нефтью в эмиратских дирхамах.
Аналитики считают, что дирхам может стать одним из главных конкурентов доллара в нефтегазовых соглашениях по ряду причин. В частности, дирхам ОАЭ является довольно ценной валютой, сохранившей свой курс на протяжении многих лет благодаря экономической стабильности в Объединенных Арабских Эмиратах, их богатым золотовалютным резервам и превращению Дубая в главный финансовый центр региона.
Вес дирхаму также придают и высокие доходы ОАЭ от экспорта нефтегазовых ресурсов, которые исчисляются десятками миллиардов долларов. Стабильный дирхам может также составить конкуренцию китайскому юаню в вопросе использования в международных контрактах.
Понимая перспективы, которые открываются перед дирхамом, власти ОАЭ проводят активный курс на дедолларизацию своих международных контрактов, а также привлекают к этому процессу своих партнеров, в том числе в рамках БРИКС.
От своих соседей не отстает и третий экономический гигант Ближнего Востока - Катар. Хотя в этой стране процесс дедолларизации протекает медленнее, чем в ОАЭ и Саудовской Аравии, тенденции к снижению доли доллара в международных расчетах страны приобретают четкие черты.
Так, Катар и Россия обсудили отказ от доллара в двусторонних расчетах и переход на российские рубли и катарские риалы. Данный вопрос поднимался во время встречи премьер-министра России Михаила Мишустина и министра иностранных дел Катара Мухаммеда Бен Абдулрахмана Аль-Тани в июне текущего года.
Переход на национальные валюты призван "более активно стимулировать запуск новых совместных проектов", заявил тогда Мишустин.
Американцы сами испортили имидж своей валюты
Процессу дедолларизации в мировой экономике дала толчок санкционная политика США. Негативный эффект от антироссийских санкций для авторитета доллара признают и в самих США. Так, глава американского Минфина Джанет Йеллен заявила в июне, что санкции США заставляют страны искать альтернативы доллару.
Председатель Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен
© AP Photo / Susan Walsh
"Это правда, что, когда мы вводим санкции, страны, которые опасаются, что против них будут задействованы эти санкции, вынуждены искать другие инструменты, помимо доллара, для осуществления сделок", - сказала Йеллен.
Попытки ряда стран избежать санкций в будущем, а также избавиться от тотального контроля американских финансовых институтов при сделках в долларах снизили долю валюты США в общей мировой торговле и валютных резервах государств. Так, если в 2000 году доллар составлял около 73% общих мировых валютных резервов, но сегодня эта доля сократилась примерно до 59%.
Эксперты считают, что процесс дедолларизациии в мире будет продолжаться, а ближневосточный регион будет не просто следовать данному тренду, но и задавать его.