Аналитика

Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле

Захват израильского судна йеменскими мятежниками может ударить по стабильности рынка энергоресурсов и значительно сократить морские поставки нефти и нефтепродуктов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 22 ноя — Sputnik. Новая волна конфликта на Ближнем Востоке между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС вносит коррективы в мировую торговлю и в очередной раз показывает слабые места морских поставок.
Так, 19 ноября в Красном море, через которое проходят значительные объемы мировых поставок нефти, йеменские мятежники "Ансар Аллах" (хуситы) захватили грузовое судно Galaxy Leader с 22 членами экипажа на борту, которое, как они утверждают, принадлежит Израилю. Позже стало известно, что коммерческое грузовое судно под флагом Багамских островов управляется японской компанией и принадлежит израильскому бизнесмену.
Несмотря на многочисленные требования стран мира и международных организаций освободить членов экипажа, хуситы заявили, что будут держать судно и его экипаж в заложниках, пока Израиль не прекратит операцию в секторе Газа.
Кроме того, йеменские мятежники пообещали топить в Красном море и Аденском заливе все суда, имеющие отношение к Израилю. Эксперты считают, что захват судна и заявления хуситов могут ударить по стабильности нефтяного рынка и значительно сократить морские поставки нефти и нефтепродуктов, что чревато очередной волной роста цен на мировых энергетических рынках.
Грузовое судно Galaxy Leader

От сомалийских пиратов до угроз Ирана

Йеменские хуситы фактически продолжают дело сомалийских пиратов, которых удалось частично усмирить благодаря международному патрулированию и контролю в Аденском заливе и Аравийском море. Ущерб мировой экономике от действий сомалийских пиратов в годы их активной деятельности оценивался примерно в $7 млрд в год.
Хуситы, которые имеют полный контроль над йеменской частью Аденского залива и Красного моря и при этом располагают судами, оснащенными противокорабельными ракетами из Ирана, могут "втянуться" в дело и захватывать в дальнейшем не только израильские суда.
В целом, морские грузоперевозки нередко становятся заложниками выяснений отношений на международной арене или частной инициативой страны, контролирующей проход через заливы и проливы.
Так, Иран часто грозится перекрыть Ормузский пролив - главную артерию мировых поставок нефти, через который транспортируется около 20 млн баррелей сырья и нефтепродуктов в сутки. Это примерно 20% мирового потребления. Иран контролирует северную часть Ормузского пролива, и Тегеран не раз заявлял о возможной блокировке пролива в случае региональных эскалаций.
Флаг пиратов

Суэцкий канал - слишком узкий и загруженный

Другой важный маршрут поставок нефти и других жидких углеводородов - Суэцкий канал - также часто становится причиной потери мировой экономикой миллионов долларов из-за заторов. Так, в марте 2021 года произошла авария в Суэцком канале, в результате чего контейнеровоз Ever Green, следовавший из малайзийского порта в Роттердам, фактически "застрял" и сел на мель. Тогда Суэцкий канал не работал всего шесть дней, что нарушило цепочку поставок в Европу, а мировая экономика потеряла от простоя около $230 млрд.
Периодически в Суэцком канале "застревали" и другие грузовозы - в последний раз на мель село судно MV Glory, его удалось снять с мели в тот же день при помощи трех буксиров. Однако это вовсе не гарантирует, что однажды еще какой-нибудь крупный контейнеровоз не заблокирует канал на неопределенный срок, вызвав очередную головную боль у глобальной экономики с многомиллиардными потерями.
Грузоперевозчики опасаются данного маршрута еще и потому, что после снятия с мели Ever Given был конфискован властями Египта, которые потребовали от владельцев судна $900 млн в качестве оплаты буксировки.
Грузовое судно Ever Given

Морские перевозки могут уступить место наземным

Из-за ряда угроз и сложностей морские грузоперевозки в ближайшей перспективе могут быть сокращены в пользу наземных, в частности железнодорожных. Именно по этой причине страны развивают свою транспортно-логистическую инфраструктуру, создают совместные инициативы и сотрудничают в вопросе синхронизации и цифровизации таможенных и пограничных ведомств.
В данном вопросе в качестве удачного примера можно указать на международный транспортный коридор "Север-Юг", который предлагает грузоотправителям три маршрута - западный, через территорию Азербайджана посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, транскаспийский - через морские порты России и Ирана, а также восточный - сухопутный маршрут через территорию Казахстана и Туркменистана.
Кроме того, главным преимуществом МТК "Север-Юг" перед морскими перевозками, в частности через Суэцкий канал, является скорость движения грузов - из Европы в Индию по "Север-Юг" она в два раза превосходит скорость прохождения по каналу, соответственно, и затраты на поставки грузов по МТК значительно ниже.
В целом, считают эксперты, поведение хуситов приведет к тому, что грузоотправители будут обходить Ближневосточный регион и делать акцент на сухопутные перевозки, отказываясь от морских.
Несомненно, перестройка маршрутов займет больше времени и потребует дополнительных средств, однако для мировой торговли непрерывность цепочки поставок и их безопасность намного важнее, чем дополнительные затраты, которые потребуются на выстраивание новых логистических коридоров.