БАКУ, 01 ноя — Sputnik. В поисках альтернативных источников поставок природного газа власти ЕС, главным образом Германии, обратили свои взоры в этот раз на Африку, в частности Нигерию – самую богатую газом страну Африканского континента.
Так, 18 октября комиссар Европейского союза по вопросам энергетики Кадри Симсон совершила визит в Нигерию, где заявила о намерении ЕС увеличить импорт газа из этой страны, а также посетила завод по производству СПГ на нигерийском острове Бонни.
Вслед за Симсон Нигерию планирует посетить канцлер Германии Олаф Шольц, который в интервью СМИ также сообщил о намерении инвестировать в нигерийскую газовую отрасль и увеличить импорт голубого топлива из этой страны.
ЕС срочно нужен газ
Несмотря на то, что ситуация с обеспечением энергоносителями в Европе сегодня кажется относительно стабильной, Брюссель понимает, что она достаточно хрупкая и остановка подачи газа из одного из источников по той или иной причине может привести к плачевным последствиям. Так, растущая напряженность на Ближнем Востоке, в результате которой ЕС может не дождаться СПГ из Египта и Израиля, а также периодические остановки СПГ-заводов в Австралии могут привести к резкому скачку цен на европейском рынке.
К тому же Украина сообщила на днях, что планирует прекратить транзит российского газа в Европу после того, как в конце 2024 года истечет срок договора между Москвой и Киевом. Таким образом, ЕС лишится около 1,2 млрд кубометров газа в месяц, который поставлял "Газпром" через газоизмерительную станцию "Суджа".
ЕС нужно искать дополнительные поставки газа из разных источников в целях диверсификации импорта и обеспечения энергетической безопасности. Тем более что, пытаясь снизить зависимость от российского голубого топлива, Евросоюз увеличил импорт сжиженного газа из России. Согласно данным Financial Times, с января по июль 2023-го импорт российского СПГ в ЕС вырос на 40%, и к концу августа объем поставок составил 21,6 млн тонн, или 16% от общего объема импорта топлива в ЕС.
Получается, что, избегая зависимости от трубопроводного российского газа, Евросоюз фактически попал в зависимое от российского СПГ положение. Именно по этой причине Брюссель начал устраивать "туры за газом" на Африканский континент.
Газ, застрявший в недрах земли
Стоит отметить, что Нигерия, на газовые возможности которой в ЕС возлагают большие надежды, действительно, самая богатая страна Африки и девятая в мире по доказанным запасам голубого топлива, которые достигают около 5 трлн кубометров.
При этом страна не может добиться поставленных еще в 2018 году целей по увеличению добычи газа до 60 млрд кубометров в год и добывает почти в два раза меньше, а объемы экспорта из-за растущего внутреннего спроса снижаются. Так, в прошлом году экспорт СПГ из Нигерии упал на 16%, до 19,6 млрд кубометров, в результате чего ее доля в мировом экспорте сжиженного газа составила менее 4%.
Согласно подсчетам аналитиков, для увеличения добычи газа в Нигерии до целевого показателя необходимы ежегодные инвестиции в размере почти $25 млрд, которые должны быть направлены на развитие уже эксплуатируемых и новых месторождений, а также на модернизацию существующей внутренней газотранспортной системы.
Отсутствие инфраструктуры и экспорта
В то же время главной проблемой Нигерии, наряду с низким уровнем добычи, является отсутствие необходимой инфраструктуры. Так, для выхода нигерийского газа на мировые рынки рассматривается строительство двух газопроводов – Транссахарского (Нигерия-Алжир) и NMGP (Нигерия-Марокко).
Первый газопровод протяженностью 4 тыс. км планируется построить через территорию Нигерии и Нигера в Алжир. Тут, несомненно, важным вопросом является отсутствие политической стабильности в Нигере. Редко какая инвестиционная компания вложит необходимые $10 млрд в инфраструктуру, проходящую через территорию страны, в которой наблюдается внутриполитический конфликт. Несмотря на то, что проект обсуждается с 2009 года, перейти к реальным работам по его реализации так и не удалось, и аналитики считают, что произошедший в июле в Нигере военный переворот отодвигает строительство на неопределенный срок.
Что касается газопровода из Нигера в Марокко, то его реализацию также усложняет вопрос безопасности – маршрут трубопровода должен пройти через 13 африканских стран, обстановку с безопасностью в которых сложно назвать стабильной. Кроме того, этот проект довольно дорогой – он обойдется в $25 млрд, и вкладывать такие деньги в газопровод, который может быть целью террористических атак, инвесторы не хотят.
Проблемный СПГ
Что касается экспорта сжиженного природного газа из Нигерии, на увеличение объемов которого в краткосрочной перспективе надеется ЕС, то нигерийский сектор производства СПГ также переживает ряд трудностей. В этой африканской стране действуют три крупных СПГ-завода, два из которых работают наполовину установленной мощности, а произведенные на заводах объемы сжиженного газа не доходят до пункта приема и распределения по причине индустриального вандализма.
Дело в том, что в Нигерии распространены случаи незаконного хищения нефти и сжиженного газа, в результате чего часть произведенной для внутреннего пользования и экспорта продукции теряется.
Кроме того, в Нигерии наблюдается повышенный уровень вандализма на внутренних газопроводах от месторождений до СПГ-заводов. В результате взрывов на трубопроводах и вмешательства в их работу поставки газа на заводы приостанавливаются иногда на несколько дней. Именно по этой причине в январе Нигерия заявила об отмене отгрузок нескольких партий СПГ на экспорт.
Таким образом, если даже ЕС выделит средства на инвестиции в газовые месторождения Нигерии и увеличение производства СПГ на ее заводах, коррупция, вандализм и индустриальный террор будут препятствовать превращению этой страны в важный и надежный источник поставок в ЕС.