Эксклюзивы

В интересах фермеров и торговли: почему Азербайджану и ЕАЭС важны агрохабы

Сегодня ключевой причиной нерегулярности проекта "Агроэкспресс" между Азербайджаном и Россией является отсутствие логистических центров и агрохабов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 31 окт — Sputnik. Международные транспортно-логистические проекты, наряду с развитием транспортного потенциала региона, позволяют странам нарастить товарооборот и обеспечить ускоренный выход продукции на мировой рынок. В этом вопросе важно развитие инфраструктуры, которая помогла бы нарастить поставки агропромышленной продукции, – специально оборудованных железнодорожных вагонов, складских помещений и центров распределения товаров.
В данной сфере важно региональное партнерство и совместное строительство логистических центров, терминалов и агрохабов, наличие которых позволит запустить железнодорожный проект по поставке сельхозпродукции "Агроэкспресс", который начал функционировать между Азербайджаном и Россией в прошлом году, на постоянной основе.
Вместе с тем, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также действует "Евразийский агроэкспресс" - ускоренные железнодорожные и мультимодальные перевозки плодоовощной продукции в специально оборудованных контейнерах. При этом у Азербайджана и России есть планы по расширению географии "Агроэкспресса", а также рассматривается вопрос возможной интеграции азербайджано-российской инициативы и "Евразийского агроэкспресса".

Почему важно увеличить количество складов и агрохабов

По словам торгового представителя РФ в Азербайджане Руслана Мирсаяпова, и в Азербайджане, и в России есть логистические центры и мультимодальные склады, однако их число необходимо увеличить.
"Должно быть больше в разы логистических центров, хабов и мультимодальных складов для того, чтобы можно было эффективно использовать проект "Агроэкспресс". Сегодня функционирует современный склад в Астраханской области, а также в Азербайджане на границе с Россией построен крупный логистический центр для растениеводческой продукции. Кроме того, ведутся работы по увеличению площадей в иранской и азербайджанской Астаре", - рассказал Мирсаяпов в ходе видеомоста в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Aзербайджан.
По словам другого участника видеомоста - генерального директора автономной некоммерческой организации по содействию в развитии агропромышленной деятельности "Евразийская агрологистика", доктора технических наук, профессора Алевтины Кирилловой, задача распределительных центров и агрохабов - консолидация товарной массы, что особенно важно для продовольственной группы скоропортящихся грузов и агропромышленных товаров.

"Потому что фермерские хозяйства выращивают свою продукцию в малых и средних объемах, и для малых и средних предпринимателей очень важно, чтобы у них была возможность сдавать свою продукцию на такой консолидационный хаб, где управляющая компания сразу выкупит у них этот товар и организует его поставки внешним партнерам", - подчеркнула Кириллова.

Она отметила, что в рамках такого агрохаба можно вести торговую, закупочную, логистическую и распределительную деятельность. В рамках реализации проекта "Евразийский агроэкспресс" предусмотрено создание агрохабов в тех странах, через которые следует маршрут проекта.
"Нам бы хотелось обсудить вопрос проектирования и строительства таких агрохабов на территории Азербайджана, и мы готовы к проектированию подобных проектов и понимаем необходимость грузовой базы в таких точках", - сказала Кириллова.

Производитель агропродукции не обязательно должен быть ее экспортером

По мнению Мирсаяпова, не каждый производитель сельхозпродукции обязательно должен быть ее экспортером, так как фермеру может не хватить компетенции, ресурсов и времени для поставок своего товара на внешние рынки.
"Для экспорта сельхозпродукции должны быть созданы специализированные компании, и при этом важно соблюсти ценовой баланс, чтобы сельхозпроизводители сбывали свой товар в центр по рыночным ценам. Необходимо создать крупные логистические центры, куда местные производители могли бы сдать продукцию по выгодным ценам для ее калибровки, фитосанитарного контроля, упаковки и экспресс-доставки потребителям", - добавил торгпред РФ в Азербайджане.
В свою очередь, Кириллова отметила, что ведутся работы над консолидацией грузовой базы, и ключевая причина нерегулярности проекта "Агроэкспресс" между Азербайджаном и Россией - отсутствие таких центров.
"Потому что от каждого фермера такой поезд не запустишь, автотранспорт не может забирать такой объем груза с нужной частотой. Поэтому сейчас мы с азербайджанскими коллегами обсуждаем формирование такой грузовой базы, причем это и скоропортящаяся продукция, требующая специальных температурных режимов, и сухая продовольственная продукция, такие как орехи, сухофрукты, зернобобовые. Это необходимо для того, чтобы запустить "Агроэкспресс" на регулярной основе", - отметила она.
По ее словам, ожидается, что в следующем году "Агроэкспресс" перейдет на регулярный режим работы.