Эксклюзивы

По следам трагедии в Дагестане: насколько безопасны АЗС в Азербайджане

После того как в августе на заправке в этом российском регионе прогремел взрыв, а затем вспыхнул сильный пожар, в результате чего погибли более 30 человек, вопрос безопасности таких объектов вновь актуализировался, и не только в России.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 30 окт — Sputnik. Во времена СССР существовал норматив, согласно которому автозаправочные станции (АЗС) должны быть расположены на расстоянии не менее 400 м от жилых домов. А вот в Баку в начале 2000-х годов автозаправка ABU Petrol, например, была построена прямо под жилым зданием.
Об этом Sputnik Азербайджан рассказал эксперт по строительству Эльнур Азадов.
Отметим, после того как в августе на заправке в Дагестане произошел взрыв, а затем сильный пожар, в результате чего погибли несколько десятков человек, вопрос безопасности таких объектов вновь актуализировался, и не только в России. Этот трагический случай показал, какие опасные последствия могут иметь место в случае нарушений при строительстве и эксплуатации АЗС.
По словам Азадова, если на АЗС нет специального оборудования, которое обеспечивает ее безопасность, они могут представлять опасность.
"Мы не знаем, есть ли такое оборудование на местных АЗС", - отметил он.
Эксперт по безопасности Эльмар Нуралиев рассказал Sputnik Азербайджан, что при проектировании АЗС должны учитываться все требования безопасности.

"Учитывается все: рельеф местности, есть ли поблизости оползневые зоны, наличие рядом школ, медицинских учреждений, железнодорожных переездов и т.д. В целом АЗС должны находиться на расстоянии не менее 50 метров от объектов общественного питания, жилых домов и коммерческих объектов", - сказал Нуралиев.

По его словам, оптимальное расстояние, на котором должна находиться АЗС от других объектов, рассчитывается в зависимости от количества топливных резервуаров, находящихся как над землей, так и под ней.

"Если эти резервуары находятся под землей, то расстояние от них до жилых домов должно быть не менее 50 метров, а если над землей - 70 метров. В целом, конечно, любая АЗС - это потенциально опасный объект", - подчеркнул эксперт.

По его словам, более 95% инцидентов на АЗС (пожары, возгорания, взрывы – ред.) происходят из-за несоблюдения правил техники безопасности.
В Госкомитете по градостроительству и архитектуре в ответ на запрос Sputnik Азербайджан сообщили, что документы по планированию территории в связи с проектированием АЗС, представленные заказчиком в ведомство, рассматриваются на соответствие градостроительным нормативам, в том числе предусмотренным AzDTN (Государственные строительные нормы Азербайджанской Республики) нормам по планированию, строительству и благоустройству городов, поселков и сельских населенных пунктов и правилам пожарной безопасности.
"На основе документов, подтверждающих право собственности на землю, заключений соответствующих государственных структур, а также Министерства по чрезвычайным ситуациям, разрешение на строительство таких объектов в Баку выдается Госкомитетом по градостроительству и архитектуре, а в регионах – местной исполнительной властью", - отметили в ведомстве.
В комитете уточнили, что заявки на строительство АЗС рассматриваются в таком же порядке.

Соблюдаются ли нормы безопасности и кто за что отвечает?

Иногда в Баку, да и в регионах тоже, можно наблюдать, что АЗС тесно соседствуют с супермаркетами и новостройками. Комментируя подобную ситуацию, в госкомитете заявили, что данный вопрос не входит в их компетенцию.
"Эти вопросы следует адресовать МЧС", - уточнили в ведомстве.
В Министерстве по чрезвычайным ситуациям в ответ на запрос Sputnik Азербайджан заявили, что они лишь осуществляют контроль, а при обнаружении правонарушения сообщают об этом соответствующим учреждениям.
"Наша работа заключается в этом", - сказали в МЧС.

Где должны строиться АЗС?

Согласно Государственным градостроительным нормам и правилам, расстояние от автозаправочной станции с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и интернатов, стационарных лечебных учреждений, а также стен жилых домов, других общественных зданий и сооружений должно быть не менее 50 м. Указанное расстояние следует отмерять от топливораздаточных колонок и подземных резервуаров, в которых хранится жидкое топливо.
Сокращение расстояния от АЗС до указанных объектов возможно только в случае, если будущая станция предназначена для заправки топливом не более 500 легковых автомобилей в сутки. В этом случае расстояние от АЗС до объектов должно быть не менее 25 м.

В России подготовлены новые предложения по строительству АЗС

После августовского ЧП на АЗС в Дагестане, когда погибли 35 человек и более 100 получили ранения, в России были подготовлены предложения о запрете работы АЗС, которые расположены вблизи торговых центров и рынков.
В Госдуме РФ предложили изменить требования к размещению АЗС. Было предложено размещать заправочные станции с подземными резервуарами на расстоянии не менее 25 м от домов, а с наземными – на расстоянии не менее 35 м от них.
В них также говорится, что стоит вообще запретить размещать АЗС вблизи жилых домов. В частности, приводится пример, как этот вопрос решался в российской столице в советское время: тогда все заправки выносились на окраину Москвы. Было отмечено, что и сейчас в городе достаточно пустующих территорий, где можно создавать заправочные станции без ущерба для безопасности населения.
Но ЧП на автозаправках происходят и в других странах. Например, 27 августа последовали два взрыва на АЗС в румынском городе Креведия. В результате инцидента один человек погиб, еще 58 пострадали.