БАКУ, 27 окт — Sputnik. Торжественная церемония срезки со станка карабахского ковра "Малыбейли" прошла в Азербайджанском национальном музее искусств, сообщает Sputnik Азербайджан.
Ковер соткан за шесть месяца сотрудницей Музея ковра Гюльхар Солтановой. Она с детства занимается ковроткачеством и соткала огромное количество ковров, в том числе и карабахских. Эскиз был подготовлен заслуженным художником АР Тариэлем Башировым совместно с другими сотрудниками музея.
Церемония срезки со станка карабахского ковра «Малыбейли» в Азербайджанском национальном музее искусств
© Sputnik / Kemale Aliyeva
По его словам, в общей сложности карабахские ковры насчитывают 33 различные композиции.
"Эти ковры имеют богатейшую цветовую палитру, отражающую в себе самые тонкие оттенки природы Карабаха. Они отличаются богатством узоров и цветовой гармонии, очаровывают своим колоритом и геометрическими узорами. Главные мотивы, встречающиеся на карабахских коврах, делятся на пять групп: бута, катаба, ана гюль, гёль и хонча, губба", – рассказал Баширов.
Название ковров "Малыбейли" же, входящего в Шушинскую группу Карабахской школы ковроделия, связано с названием села Малыбейли, расположенного в 15 километрах к северу от Шуши. Село было основано в начале ХХ века.
"Позднее этот ковер приобрел известность и стал производиться в других населенных пунктах Карабаха. Он отличается тем, что композицию его срединного поля составляют вертикально расположенные медальоны, которые обладают оригинальными художественными свойствами", – пояснил художник.
Церемония срезки со станка карабахского ковра «Малыбейли» в Азербайджанском национальном музее искусств
© Sputnik / Kemale Aliyeva
Баширов указал, что узоры ковра вне зависимости от места их расположения имеют одинаковую форму. В центре каждого медальона имеется элемент квадратной формы, напоминающий бассейн. На нем изображены две утки, смотрящие в противоположном друг от друга направлении. Они окружены узорами в форме пятерки, символизирующими один из жизненно важных элементов жизни – воду.
"Облако и другие декоративные элементы, относящиеся к китайско-уйгурскому искусству, широко распространенные в миниатюрах и глиняных изделиях, просачиваются и в азербайджанское искусство, начиная с IX века. Мы с легкостью переняли все эти элементы. Это обусловлено местными общественными условиями, религиозными поверьями и стилем жизни населения, а также расположением обеих стран на "Шелковом пути", – поделился познаниями Баширов.
Фон же срединного поля ковров "Малыбейли" обычно красного цвета, что связано с обилием растения марены, которое использовали для получения красного цвета.
Ширина нового ковра составляет больше одного метра, а длина – почти два метра. Изделие будет храниться в Музее ковра.