БАКУ, 26 сен — Sputnik. Азербайджанский государственный театр оперы и балета завершает работу над постановкой знаменитой оперы Петра Чайковского "Пиковая дама". Ее премьера состоится 1 и 14 октября на сцене Оперной студии при Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли.
Режиссером-постановщиком спектакля является главный режиссер Астраханского государственного театра оперы и балета Алексей Смирнов. Главные роли исполнят народная артистка АР Фидан Гаджиева, заслуженные артисты АР Фарид Алиев, Фарида Мамедова, Илаха Эфендиева, Сабина Асадова, а также Нина Макарова, Сергей Кайдалов, Махир Тагизаде, Ефим Завальный и другие.
Как рассказал Sputnik Азербайджан главный дирижер и музыкальный руководитель театра оперы и балета Эйюб Гулиев, дирижеры очень осторожно подходят к произведениям позднего периода композиторов такого масштаба, как Чайковский. Ранее он дирижировал такими операми композитора, как "Иоланта" и "Евгений Онегин", но "Пиковая дама", по его словам, для него совершенно особый случай.
"Она отличается от других опер Чайковского. Настолько сильно ощущается его индивидуальность, особенно в психологической трактовке персонажей, глубокой эмоциональной передаче настроения и характеров. Я не считаю, что в опере присутствует автобиографическое начало, вряд ли композитор хотел показать себя в образе Германа или Елецкого. Но я читал его письма - он был с головой погружен в сюжет и персонажей", – отметил Гулиев.
Заслуженный артист считает, что Чайковский был очень ранимым человеком, чересчур, может быть, восприимчивым, и это чувствуется в его произведениях, он вкладывал в них свою душу, мысли, чувства, жил этим. "Пиковую даму" композитор написал всего за 44 дня. По словам Гулиева, обычно в произведениях крупной формы есть какие-то побочные линии, менее интересные по материалу, а в этой опере такого нет.
"Настолько все цельно и емко – соотношение сцен, объем, масштабы, пропорции. Соответственно от дирижера требуется глубокое погружение не просто в партитуру, но и в мировоззрение композитора. Это риск и колоссальное удовольствие. Быть в музыке, глубоко ощущать ее, находить скрытые линии, быть с солистами, оркестром, хором, а в конце собрать это все вместе и почувствовать единство с замыслом композитора", – рассказал Гулиев о процессе работы над постановкой.
Дирижер добавил, что артисты и музыканты работают с большим увлечением и надеются достойно представить оперу азербайджанской публике.