Эксклюзивы

Что даст экономике Азербайджана принятие Кодекса конкуренции

В частности, на рынке интернет-услуг нет здоровой конкуренции, в результате чего в проигрыше оказываются потребители, которые платят немалые деньги за услуги, чье качество по-прежнему оставляет желать лучшего, сказал эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 22 сен — Sputnik. По законодательной инициативе президента Азербайджана проект Кодекса конкуренции был вынесен на рассмотрение Милли Меджлиса (парламента). Отметим, что этот документ состоит из 12 глав и 84 статей.
В отделе по связям с общественностью и прессой Милли Меджлиса сообщили Sputnik Азербайджан, что с принятием кодекса законы "Об антимонопольной деятельности", "О недобросовестной конкуренции", "О естественных монополиях" и другие правовые акты будут объединены в единый юридический документ. При подготовке проекта Кодекса конкуренции были проведены широкие обсуждения с различными государственными органами, а также бизнес-ассоциациями, учтены их мнения и предложения.
Проект подготовлен с учетом передового международного опыта, в том числе Турции, США, Евросоюза в целом и его отдельных стран - Германии, Австрии, Латвии, Литвы, Венгрии и Чехии, а также особенностей местного рынка.

"Кодекс конкуренции определит правовую основу деятельности предпринимателей в условиях здоровой конкуренции, имеющей большое значение с точки зрения развития экономики страны, дальнейшего развития благоприятной деловой среды, стимулирования свободного предпринимательства. В то же время кодекс необходим для защиты прав потребителей, еще большего повышения качества продукции и услуг", - заявили в Милли Меджлисе.

В парламенте пройдут общественные слушания по проекту Кодекса конкуренции, на которые будут приглашены представители заинтересованных сторон.

Кодекс конкуренции приведет к оптимизации цен

Комментируя этот вопрос, член парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Вугар Байрамов сказал Sputnik Азербайджан, что принятие Кодекса конкуренции важно с точки зрения борьбы с монополизмом и оптимизации цен.

"Кодекс конкуренции обсуждается давно, это один из наиболее важных законопроектов с точки зрения оздоровления экономики. Сегодня во всех развитых странах есть соответствующее законодательство. В Евросоюзе, например, существует закон о конкуренции. Поэтому принятие такого кодекса важно с точки зрения поддержки конкуренции в экономике Азербайджана, усиления борьбы с монополизмом и либерализации рынка ", - сказал депутат.

По его словам, основная цель принятия кодекса – не допустить монополизации. Этот документ создаст новые возможности для минимизации монополизма, оптимизации цен и даже их снижения на некоторые товары.

Кодекс предотвратит практику искусственных цен

Экономист-эксперт Халид Керимли сообщил Sputnik Азербайджан, что правила игры в условиях свободного рынка регулируются именно Кодексом конкуренции.

"Его принятие позволит пресекать установление частным сектором искусственных цен, которые формируются монополистами в результате картельного сговора. Другими словами, это цена, которая формируется вне рыночных условий. Государство должно это контролировать. Если только один предприниматель завозит в страну какую-либо продукцию, к примеру зубную пасту, или на его долю приходится более 35% импорта этой продукции, то государство должно отслеживать, какую цену он установит на этот товар на рынке. Кодекс конкуренции и должен регулировать этот вопрос", - сказал эксперт.

Он добавил, что в документе прописаны обязанности и права субъектов рынка в сфере конкуренции, шаги, ограничивающие недобросовестную конкуренцию, а также меры государственного контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, ответственность за его нарушение и другие вопросы.
Эксперт по банковским и финансовым вопросам, юрист Акрам Гасанов сказал Sputnik Азербайджан, что он положительно оценивает принятие Кодекса конкуренции, но, по его словам, важно, чтобы он был не просто принят, но и четко работал.
Юрист подчеркнул, что даже в условиях рыночной экономики некоторые компании могут вступить в сговор и полностью захватить рынок. Другими словами, эти компании могут диктовать цены и таким образом устранять конкурентов. В конечном итоге от этого страдают потребители.
В частности, по словам Гасанова, на рынке интернет-услуг в стране нет здоровой конкуренции, в результате чего "проигравшими" оказываются потребители, платя немалые деньги за услуги, качество которых по-прежнему оставляет желать лучшего.

Кодекс создаст правовую основу для справедливой экономической деятельности

Следует отметить, что Кодекс конкуренции определяет общие принципы обеспечения, защиты и развития свободной и здоровой конкуренции в Азербайджане, государственного контроля за соблюдением соответствующего законодательства, регулирования в сфере конкуренции, организационно-правовые основы государственного регулирования естественных монополий, права и обязанности субъектов рынка, а также определяет ответственность за нарушение законодательства о конкуренции, создает правовую основу для осуществления экономической деятельности, в том числе предпринимательской, на справедливой основе.
Так, статья 3 Кодекса конкуренции определяет "Принципы конкурентной политики Азербайджанской Республики":
- экономическая деятельность, в том числе предпринимательская, должны осуществляться в условиях свободной и здоровой конкуренции;
- обеспечение, защита и развитие конкуренции;
- демонополизация экономики и стимулирование конкуренции;
- обеспечение государственного регулирования и контроля за соглашениями, поведением и действиями (бездействием), которые могут привести к ограничению конкуренции, а также деятельностью естественных монополий;
- формирование цен на основе спроса и предложения на рынке;
- свободное ценообразование с учетом интересов потребителей и обеспечения права свободного выбора;
- обеспечение согласования интересов заказчиков и субъектов естественных монополий;
- недопустимость соглашений, ограничивающих конкуренцию, монополизации и злоупотребления доминирующим положением и положением естественной монополии;
- свободный доступ к рынку, равный доступ к ресурсам и равные условия регулирования для всех субъектов рынка.
Согласно статье 19, формами недобросовестной конкуренции являются:
- агрессивное поведение по отношению к клиентам;
- дискредитация конкурирующего субъекта хозяйствования;
- подражание экономической деятельности конкурента;
- введение в заблуждение и обман клиентов;
- незаконное завладение информацией, составляющей коммерческую тайну; использование или распространение коммерческой тайны;
- иные действия, ведущие к недобросовестной конкуренции.