БАКУ, 19 сен — Sputnik. Резкий рост грузоперевозок по Каспийскому морю в течение последних двух лет выявил не только слабые места данного морского маршрута, но и дефицит торговых судов. При этом страны каспийской пятерки уже начали гонку по наращиванию торгового флота. У Азербайджана он на Каспии самый большой - 53 коммерческих судна. При этом страна намерена увеличить свой флот за счет роста мощностей Бакинского судостроительного завода с нынешних 6 до 10-15 танкеров и сухогрузов в год.
Аналогичные планы вынашивают и две страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на Каспии – Россия и Казахстан.
Как страны ЕАЭС развивают торговый флот на Каспии
Страны ЕАЭС сегодня активно развивают торговые маршруты, в том числе морские, для расширения грузоперевозок как между странами-участницами, так и партнерами вне союза. Выход ЕАЭС в Каспийский бассейн, который является важным транспортным звеном МТК "Север-Юг", помогает союзу также активно развивать сотрудничество со странами Центральной и Восточной Азии благодаря интеграции в другой маршрут – Транскаспийский (Средний коридор, ТМТМ).
В таком случае крайне важно развитие странами ЕАЭС торгового флота на Каспии. Так, Россия планирует увеличить здесь мощности судостроительных заводов – до конца 2026 года на них будет построено 20 контейнеровозов.
Главный российский судостроительный центр на Каспии находится в Астраханской области, где в целом функционируют около 10 крупных и средних судостроительных и судоремонтных предприятий, которые строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда.
Суммарная мощность обработки металла судостроительных и судоремонтных предприятий Астраханской области составляет до 90 тыс. тонн в год. Они также выполняют заказы партнеров из прикаспийских государств по строительству и ремонту крупных и технически сложных судов.
В то же время Россия планирует развивать торговый флот на Каспии вместе с партнерами по морю. Так, между судоходной компанией Ирана и российским Клубом конвергенции коридора "Север–Юг" подписано соглашение о строительстве и приобретении 20 судов для использования в растущих грузоперевозках двух стран.
Кроме того, другая страна ЕАЭС – Казахстан также планирует увеличить торговый флот. Ожидается, что к 2030 году его пополнят десять нефтеналивных барж, восемь паромов, шесть танкеров и контейнеровоз.
В этом вопросе Казахстан намерен сотрудничать и с иностранными инвесторами. Так, в расширении торгового флота Астане поможет компания Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ) – портовый промышленный и логистический оператор.
В рамках соглашения, подписанного между эмиратской компанией и "Казмортрансфлотом", планируют построить и приобрести контейнерные паромы и сухогрузные суда, в том числе для участия в перевозках грузов по маршруту "Север-Юг".
Перспективы сотрудничества Баку и ЕАЭС в судостроении
В целом для удовлетворения потребностей Азербайджана и стран ЕАЭС в торговых судах открывается перспективная ниша для их сотрудничества. Так, модернизированный судостроительный завод в Азербайджане начинает принимать заказы и от иностранных партнеров.
В частности, рассматривается вопрос сотрудничества между Азербайджаном и Россией в строительстве судов. У РФ есть планы по строительству 100 судов в течение следующих 10-15 лет, и к работам в том числе планируется привлечение бакинской верфи. Азербайджанская сторона может также оказать услуги по проектированию судов для российских заказчиков.
Кроме того, Азербайджан активно развивает кооперацию по судостроению с Казахстаном. Например, ремонт судов из Казахстана на Бакинском судостроительном заводе планируется освободить от НДС.
В целом о судостроительных возможностях Азербайджана информировал ЕАЭС и президент Ильхам Алиев, выступая в мае на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе.
"В Баку уже несколько лет функционирует современная судостроительная вервь, которая может изготавливать любой тип судов, и рад сообщить, что возможности судостроения Азербайджана сегодня также предоставлены нашим соседям по Каспию, ведутся переговоры и активная работа по размещению заказов наших соседней по Каспию на судостроительном заводе в Баку", – подчеркнул тогда Алиев.
Стоит отметить, что, учитывая растущий спрос на суда на Каспии, в Азербайджане проводятся работы по расширению видов выпускаемых судов и увеличению мощностей производства.
Так, ранее ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) и Бакинский судостроительный завод подписали контракт на строительство нового судна типа Ro-Pax для перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов в рамках развития проекта по производству данного вида судов.
Паромом можно будет перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 46 полувагонов, либо 50 грузовиков с полуприцепами.
Кроме того, Бакинский судостроительный завод, Бакинский международный морской торговый порт и нидерландская Damen Shipyards Gorinchem B.V. подписали в июне меморандум о взаимопонимании о трехстороннем сотрудничестве. Ожидается, что в рамках взаимодействия на азербайджанской верфи будут строить суда по проекту Damen.
Стоит отметить, что Бакинский судостроительный завод, проектная мощность которого составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год, является резидентом Гарадагского промышленного парка. Поэтому завод освобожден от налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.