Перспективы развития ситуации в Кавказском регионе после открытия дороги Агдам-Ханкенди

Маршруты Агдам–Ханкенди и Лачин–Ханкенди открылись для доставки грузов, предназначенных для армянского населения Карабахского экономического региона Азербайджана.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 18 сен — Sputnik. Завершилась эпопея с попыткой политизации вопроса с т.н. "гуманитарной ситуацией" в той части Карабахского экономического региона Азербайджана, где проживает армянское население. Требования азербайджанской стороны об одновременном использовании двух маршрутов - через Лачин и Агдам - выполнены.
Помощник президента АР Хикмет Гаджиев в своем аккаунте в социальной сети отметил, что обеспечен одновременный проезд грузовых автомобилей МККК по дорогам Агдам-Ханкенди и Лачин-Ханкенди.
"Дорога Агдам-Аскеран-Ханкенди открыта, функционирует и должна оставаться таковой! Это принципиальная, справедливая и легитимная позиция Азербайджана!" - написал он в соцсети X.
Данный факт подтвержден и официальными представителями Международного комитета Красного Креста
Сотрудник отдела по связям с общественностью азербайджанского представительства МККК Илаха Гусейнова заявила, что "лица, принимающие решения, пришли к консенсусу, этот процесс состоялся". При этом она выразила надежду на то, что это позволит доставлять необходимую помощь на постоянной основе.

Предыстория

Процессу доставки грузов одновременно по двум маршрутам предшествовало затяжное противостояние, в ходе которого главари армянских сепаратистов отказывались пропускать автомобили с гуманитарной помощью по маршруту Агдам-Аскеран-Ханкенди. Для этого они даже установили бетонные блоки на этой дороге. Баку, в свою очередь, настаивал, что движение по маршрутам Агдам-Аскеран-Ханкенди и Лачин-Ханкенди должно начаться одновременно. В результате возникла ситуация, когда оба маршрута оказались закрыты для большегрузов, которую армянская сторона попыталась превратить в политическое шоу.
В течение нескольких недель Армения задействовала в нем несколько французских и британских политиков, а американские проармянские политиканы инициировали слушания в комиссии Сената США. Такие же слушания в Палате лордов Великобритании собиралась организовать и проармянски настроенная баронесса Кэролайн Кокс.
Примечательно, что практически все организаторы подобных "мероприятий" довольствовались информацией, полученной исключительно от армянской стороны, не удосуживаясь уточнить ситуацию на местах или получить ее из азербайджанских источников.
Тем не менее большинство международных посредников и акторов, говоря о ситуации в Карабахском экономическом регионе Азербайджана, призывало открыть обе дороги, чему противились сепаратисты. В ответ на это определенные круги в Ханкенди организовали акцию, в основе которой лежали призывы к местному населению не принимать какую либо помощь от Азербайджана. Это наглядно свидетельствует о той атмосфере нетерпимости, которую руководство Армении, сепаратистов и их зарубежные покровители пытаются поддерживать в армянском обществе. Однако все их попытки оказались тщетными, здравый смысл восторжествовал.

Мнимая блокада сорвала многие маски

Ситуация с открытием в регионе ведущих в Ханкенди дорог обнажила многие "подковерные игры", которые велись в процессе разрешения существующих проблем на Южном Кавказе. Особенно это касается тех сил, которые вроде бы заинтересованы в справедливом разрешении существующих проблем, но по факту только мешают подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией, и, соответственно, установлению прочного и долгосрочного мира в регионе.
Особо рьяно в этом направлении действовали представители французского политического сообщества. Однобокие заявления МИД страны, визит на границу с Азербайджаном мэров нескольких городов, в том числе Парижа, а также предвзятые высказывания президента Макрона отнюдь не способствовали улучшению ситуации, наоборот, всячески поощряли сепаратистские настроения в Карабахском регионе Азербайджана, где проживает армянское население. Похожие заявления раздавались и со стороны Брюсселя.
Неожиданной для большинства наблюдателей оказалась позиция помощника госсекретаря США Юри Ким. В отличие от руководителя госдепа Энтони Блинкена, который говорит о том, что Вашингтон заинтересован "в скорейшем подписании окончательного мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией и в установлении мира и стабильности в регионе Южного Кавказа", Ким, выступая на слушаниях в комитете Сената, адресовала Баку открытые угрозы и даже выдвигала ультиматумы. Трудно себе представить, что помощник госсекретаря могла себе позволить такие вольности относительно позиции США в международных вопросах, не получив на это добро своего босса, что однозначно говорит о двуликости американской внешней политики.
Все вышесказанное породило большие сомнения в искренности этих стран и их объективности в деле разрешения существующих проблем в регионе, что, безусловно, скажется на отношениях с ними в будущем.

Что ждет регион в будущем?

Говоря о будущем региона, необходимо всесторонне оценить существующую ситуацию. Тут стоит отметить, что региону удалось удачно преодолеть еще один рубеж, избежав полномасштабного военного противостояния. Наряду с политическим давлением извне, Азербайджан испытывал постоянные военные провокации со стороны ВС Армении и незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов в Ханкенди. Только благодаря бдительности и высокой выучке военнослужащих азербайджанской армии, а также интенсивным политическим консультациям, удалось успешно преодолеть напряженный период.
В настоящее время политическая кампания по поводу т.н. "нового геноцида армян" закончилась. Причем завершилась она громким фиаско организаторов. Сейчас события в регионе могут развиваться по нескольким направлениям. Среди них особое значение имеет возвращение переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией в конструктивное русло без подвохов и попыток подставить оппонента.
Особое внимание в этом процессе должно быть уделено реинтеграции армян, проживающих в Карабахском экономическом регионе АР, в азербайджанское общество. В первую очередь это подразумевает, что политики в Ереване и за рубежом, которые уже долгое время используют этих людей для достижения своих неблаговидных целей, должны наконец оставить их в покое и не мешать этому процессу.
А основным предметом обсуждений между официальными Баку и Ереваном должны стать двусторонние взаимоотношения, выстраивание которых должно идти параллельно по нескольким направлениям, в частности: делимитация и демаркация границ, налаживание экономических связей.
Залогом успешного развития этого может стать реализация совместных логистических проектов в регионе, а самое главное, что должно прослеживаться во всех аспектах взаимоотношений, это создание атмосферы взаимной терпимости между двумя народами.