БАКУ, 7 сен — Sputnik. Тот факт, что более 740 учителей начальных классов не прошли сертификацию, говорит об уровне образования в Азербайджане, заявил Sputnik Азербайджан эксперт по образованию Эльчин Эфендиев. Он указал, что учителям было предоставлено достаточно времени для подготовки к экзамену.
Напомним, ранее Миннауки и образования республики сообщило о расторжении трудовых договоров с 743 педагогами, повторно не прошедшими сертификацию.
По информации ведомства, 29 августа была организована проверка профпригодности учителей, не набравших необходимый проходной балл в процессе сертификации в 2022 году. Из 743 учителей 606 человек вновь не смогли набрать минимальный проходной бал, а 137 не явились на экзамен.
Кто заменит уволенных учителей?
По словам Эфендиева, учителя с учетом предоставленного им времени для сдачи экзаменов не воспользовались шансом.
"В результате трудовые договоры с ними были расторгнуты. Важность аттестации как раз и заключалась в выявлении не соответствующих требованиям учителей. Расторжение трудовых договоров с 743 педагогами, не прошедшими сертификацию, подтвердило наличие некомпетентных кадров в сфере образования", – сказал эксперт.
По его мнению, увольнение слабых педагогов приведет к появлению более 700 вакантных мест, что позволит принять на работу молодые грамотные кадры. Эксперт полагает, что эта ситуация не обернется нехваткой учителей в школах перед новым учебным годом.
Отметим, что Миннауки и образования объявит вакантными места уволенных учителей и они будут замещены за счет резерва кадров до начала учебного года.
Как быть с учителями, не прошедшими сертификацию?
Депутат Милли Меджлиса (парламента) Вугар Байрамов сказал Sputnik Азербайджан, что оценка труда учителей министерством по критериям качества заслуживает похвалы. Кроме того, необходима отдельная оценка социальных аспектов процесса сертификации.
"Министерство не исключает дальнейшего трудоустройства учителей, которые не прошли повторную сертификацию и с которыми были расторгнуты трудовые договоры в случае, если они относятся к социально уязвимым группам населения. Однако было бы лучше провести анализ социальных рисков результатов сертификации. То есть необходимо специально оценивать социальное положение семей тех, кто не прошел сертификацию", – сказал парламентарий.
Вполне возможно, по его словам, что в некоторых семьях не прошедший сертификацию учитель является единственным кормильцем. В связи с этим по результатам анализа рисков целесообразно предоставить таким лицам возможность работать в школах на технических должностях. Такой вариант нужно предложить и тем, кто нуждается в поддержке с социальной точки зрения.
Учитывая, что сертификацию в этом году планируют пройти 137 тысяч учителей, добавил депутат, понятно, что число тех, с кем расторгнуты трудовые договоры, не такое уж маленькое. Поэтому необходимо учитывать социальные аспекты процесса и предпринимать шаги в этом направлении.
В Министерстве науки и образования сообщили Sputnik Азербайджан, что в соответствии с "Положением об аттестации педагогов, работающих в государственных общеобразовательных учреждениях" и согласно Трудовому кодексу, процесс расторжения трудовых договоров с учителями, не прошедшими повторную сертификацию, был начат с 4 сентября.
В ведомстве отметили, что особое внимание будет уделено обращениям нуждающихся в социальной защите учителей, не прошедших сертификацию. Для организации работы с ними в Управлении образования города Баку, Абшерон-Хызинском, Гянджа-Дашкесанском и Губа-Хачмазском региональных управлениях образования созданы специальные комиссии.
Где учились учителя, которые не смогли набрать 30 баллов?
Напомним, что 20-24 июня в Министерстве науки и образования прошли сертификационные экзамены учителей по предметам начальной школы, азербайджанскому языку и литературе. По итогам экзаменов было объявлено, выпускниками каких вузов являются преподаватели, показавшие худшие результаты по азербайджанскому языку и литературе. 35% набравших на экзаменах 29 баллов являются выпускниками Кировабадского государственного педагогического института, 27% – Гянджинского филиала Азербайджанского института учителей, 23% – Газахского филиала этого же вуза, 17% – Гянджинского государственного педагогического института.
Корреспондент Sputnik Азербайджан пыталась связаться с названными высшими учебными заведениями, но оказалось, что многие из них просто не существуют, а некоторые перешли в подчинение других университетов.
В Азербайджанском педагогическом университете сообщили, что в 2015 году Азербайджанский институт учителей был упразднен. Гянджинский филиал этого вуза был передан на баланс Бакинского государственного университета. Были также ликвидированы Мингячевирский, Сальянский, Сумгаитский, Газахский и другие филиалы института.
Напомним, в прошлом году в процессе сертификации учителей приняли участие 11 тыс. учителей начальных классов. 2,8 тыс. из них не смогли набрать минимальный проходной балл.
В июле министр науки и образования Эмин Амруллаев в ходе выступления на мероприятии "Сертификация: Профессиональное качественное педагогическое образование" заявил, что более половины учителей начальных классов в Дашкесане, Агджабеди и Астаре провалили первый тур сертификационного экзамена.
Глава ведомства отметил, что, согласно статистическим данным по учителям начальных классов, в 2023 году 10% показали высокий результат, 53% – удовлетворительный, 30% – нуждаются в усовершенствовании.
По его словам, первый этап процесса сертификации охватит 2022-2027 годы. "Основная цель этого процесса – повысить качество образования, извлечь уроки из прошлых ошибок", – заявил Амруллаев.