БАКУ, 7 сен — Sputnik. Айтен Сардарлы заняла первое место в конкурсе "Молодой учитель, меняющий мир", организованном Ассоциацией молодых учителей Азербайджана. Она работает учителем истории в бакинской средней школе №80 имени Назима Исмайлова.
В беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан молодой педагог рассказала о сегодняшних требованиях к ученикам и преподавателям, проблемах в сфере образования и стоящих перед ней задачах.
– Скажите, как вы стали педагогом?
– На экзамене по приему на работу учителей я набрала высокий балл и стала работать учителем истории в средней школе № 80. У меня уже шестилетний опыт преподавания. Не будет преувеличением сказать, что я способствовала становлению сотен молодых людей как личностей и поступлению их в высшие учебные заведения. Это мой долг как учителя, это моя главная задача, поэтому я называю свою работу служением.
Я мечтала стать учителем. В свое время неизгладимое впечатление на меня произвела книга Григория Петрова "Страна белых лилий". Когда прочитала ее, то подумала, что и я должна внести свой вклад в общее дело, а именно – в развитие образования в Азербайджане. Именно поэтому я выбрала профессию учителя.
– Мир меняется, происходят изменения и в системе образования и методах обучения. Какие из них вы применяете в своей деятельности?
– В своей работе я старюсь уходить от традиционных методов обучения. Лет 20-30 лет назад было исключительно авторитарное обучение, и информация шла строго от учителя к ученикам. В каком-то смысле учителю тогда не приходилось прилагать каких-то особых усилий, такое обучение делало учеников более послушными. Сегодняшний учитель не может так управлять учениками, мы не можем идти в новую эпоху со старыми правилами. Сейчас век информации, кто владеет информацией, тот может управлять миром. Необходимо обучать азербайджанскую молодежь новым правилам, чтобы она могла занять свое достойное место в мире. Придет время, когда Азербайджан сможет предложить миру свою образовательную модель. Надеюсь, это произойдет в обозримом будущем. Вместе с системой образования изменится и жизнь тысяч людей.
– Изменилась не только система образования, но и дети сегодня другие. Как строятся отношения учитель-ученик на уроках?
– Сегодня необходимо считаться с интересами ученика. У нынешних школьников жизнь вне школы более интересная и насыщенная. Учителю важно задумываться над тем, как пробудить в ученике интерес к учебе, уметь найти к нему подход. Школа должна занимать важное место в жизни каждого ребенка, и не только потому, что большую часть дня он проводит в ее стенах. Школа должна стать своего рода вторым домом для ребенка: здесь дети должны и питаться, и находить для себя дополнительные полезные занятия. Одним словом, школа должна быть для детей нечто большим, чем просто классной комнатой с рядами парт.
Учитель должен проводить уроки так, чтобы ученикам было интересно слушать его. Сегодня недостаточно, чтобы учитель давал ученикам лишь сухую информацию – ее они и так могут найти в интернете. Зачем же тогда нужен учитель? Если, например, учитель химии на уроке будет писать одни лишь формулы на доске, вряд ли дети наберутся знаний по этому предмету. На уроках химии должны проводиться лабораторные опыты. Уроки истории должны проходить как дискуссии за круглым столом, должны проводиться дебаты, чтобы ученики могли высказать свое мнение. Если мы попытаемся по какому-либо вопросу спросить мнение граждан на улице, многие из них не смогут даже сформулировать свои мысли. И это идет еще со школы, потому что они привыкли зубрить и пересказывать выученное. Но это неправильный подход. Ученик должен усваивать полученные знания и уметь представлять их в новом формате. Целью учителя сегодня должно быть именное такое обучение.
– Как вы считаете, оправдывает ли себя нынешняя система куррикулума?
– Система куррикулума себя оправдывает, если учителя следуют ее правилам. Современная эпоха предъявляет серьезные требования и к учителю, требует от него всесторонних знаний и навыков. Традиционная модель образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
– Азербайджан уже 32 года является независимой страной. Что бы вы сказали об изменениях в преподавании истории и содержании учебников по истории, произошедших за этот период?
– Сегодня общественность критикует учебники. Но не стоит забывать, что реформы в сфере образования все еще продолжаются. Реформы – это трудоемкий процесс, и чтобы они принесли плоды, может потребоваться 20–30 лет. Что касается качества учебников, у меня нет к ним претензий. Любой вопрос мы должны изучать в ходе обсуждений. Учитель должен уметь объединить несколько уроков в один. Через некоторое время преподавание отдельных предметов уйдет в прошлое. Например, естественные науки будут объединены в один предмет. Мы к этому идем.
– Какие методы используются при преподавании истории Победы в Отечественной войне?
– Да, сегодня в общеобразовательных школах страны есть предмет "История Победы". Цель преподавания этого предмета – дать детям знания о том, как наша страна сражалась во второй Карабахской войне и одержала долгожданную победу, пропаганда ее среди подрастающего поколения. Я считаю, что это величайшая страница истории Азербайджана. В то же время это большой успех азербайджанской дипломатии. Например, на одном из уроков по истории Победы мы организовали в видеоформате обсуждение дебатов президента Азербайджана и премьер-министра Армении в ходе Мюнхенской конференции и объяснили, что была одержана дипломатическая победа.
– Какие новые методы следует использовать в преподавании истории?
– Конкурсы эссе проводятся постоянно. В этом году была организована олимпиада по истории Победы, а также несколько олимпиад по истории. Ученики проявляют большой энтузиазм на этих соревнованиях, они хотят использовать полученные знания. Это также побуждает учителей подталкивать учеников в этом направлении
– Достаточно ли у выпускников школ знаний, чтобы справиться с тестами Государственного экзаменационного центра на вступительных экзаменах?
– ГЭЦ при составлении вопросов тестов обычно основывается на школьных учебниках. Но следует отметить один момент: учитель ведет урок только 45 минут. Но процесс обучения этим ограничиваться не должен, ученик должен стремиться расширять и углублять полученные на уроке знания. Самообразование – один из главных принципов образования. Сегодня говорят, что учитель должен успеть все за 45 минут урока. Но это просто невозможно. Учитель может направить и подсказать. Когда ученики безответственно относятся к занятиям в школе, в итоге им приходится идти к репетиторам. Например, я записалась на танцы. Но эти танцевальные движения запросто можно выучить, смотря видеоуроки в интернете. Но так как у меня нет чувства ответственности, я обращаюсь к учителю...
– Сегодня в отдаленных уголках нашей страны ощущается нехватка учителей…
– Ассоциация молодых учителей Азербайджана, членом которой я являюсь, недавно реализовала проект "Учитель-новатор". Среди четырехсот учителей, участвовавших в нем, я заняла первое место. Но меня впечатлила не столько собственная победа, сколько мои коллеги, с которыми я познакомилась в рамках проекта. Многие из них приехали из отдаленных районов, и я стала свидетелем их новаторского подхода к учебному процессу – вот что по-настоящему впечатлило меня. Эти учителя полностью посвятили себя профессии, полны энтузиазма, так что я не верю, что в отдаленных селах останутся вакантные места учителей…