Эксклюзивы

Снизит ли AZAL цены после смены руководства?

После назначения нового руководства философия управления в AZAL должна измениться, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 5 сен — Sputnik. Депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Фазиль Мустафа считает, что после увольнения президента ЗАО "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) Джахангира Аскерова не стоит ожидать каких-либо изменений в ценовой политике AZAL, потому что причина его увольнения не связана с недовольством граждан высокими ценами.

"Поэтому думаю, что AZAL не намерен вносить какие-либо изменения в цены. Но хочется верить, что новое руководство авиакомпании после этого выдвинет на первый план интересы граждан. В этом случае спрос на услуги AZAL вырастет, что положительно скажется на увеличении доходов компании, потому что закрытые сухопутные границы дают ей большое преимущество", - сказал парламентарий Sputnik Азербайджан.

По его словам, отсутствие конкуренции подстегивает цены, их можно диктовать. А поскольку у гражданина нет выбора, он вынужден соглашаться на предлагаемые условия.
"С этой точки зрения какого-либо изменения цен не ожидается", - сказал депутат.
Напомним, что на прошлой неделе президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об освобождении Джахангира Аскерова от должности президента AZAL.
Увольнение Аскерова вызвало широкие дискуссии. Всех интересует вопрос, как это скажется на стоимости авиабилетов.
Эксперт-экономист Натиг Джафарли сообщил Sputnik Азербайджан, что после слияния дочерней компании Buta Airways с AZAL ожидалось, что руководство этой структуры изменится.

"Buta начнет работать в составе AZAL под единым брендом с 1 октября. Еще несколько месяцев назад существовала вероятность того, что в AZAL произойдут структурные и управленческие изменения. Работа AZAL критиковалась даже на уровне главы государства. Но без реформ маловероятно, что смена кадров приведет к положительным изменениям. То есть надеяться на позитивные перемены можно только в том случае, если новое руководство выдвинет новую концепцию", - сказал эксперт.

По словам Джафарли, AZAL является монополистом в сфере авиаперевозок в Азербайджане. По официальным данным, доля этой компании на рынке составляет 55%. Согласно антимонопольному законодательству, любая компания, занимающая на рынке долю более 33%, должна быть реструктурирована и в отношении нее должно работать антимонопольное законодательство. Но на протяжении многих лет это законодательство не выполняется, подчеркнул эксперт.
Новый подход заключается в том, отметил Джафарли, чтобы AZAL перестал быть монополистом и были созданы условия для формирования конкурентной среды.

"Пустующие в регионах аэропорты должны быть переданы в управление другим компаниям. Тогда и ценовая политика может измениться. Потому что больше всего недовольство населения вызывает высокая стоимость авиабилетов. AZAL должен создать условия для того, чтобы иностранные компании могли работать в нашей стране. Одним из самых больших препятствий в этом является то, что у AZAL монополия на наземное обслуживание. Через тендеры оно должно быть передано иностранным компаниям", - сказал эксперт.

По мнению собеседника, после назначения нового руководства философия управления в AZAL должна измениться.
Джафарли отметил, что содержание не работающих в регионах аэропортов является дополнительной нагрузкой на государственный бюджет. Хотя, по его словам, иностранные компании неоднократно подавали заявки на превращение этих аэропортов в хабы.
"Например, по этому поводу в AZAL обращалась компания Pegasus. Но из-за монопольного положения AZAL это было невозможно. В данной сфере также должны действовать рыночные правила", - заключил эксперт.