БАКУ, 29 авг — Sputnik. История высекла золотыми буквами имена трех очень разных личностей, на первом трубопроводе, появившемся в Баку в 1878 году. Нобель, Шухов, Бари - три "кита", на которых стояла российская и бакинская нефтепереработка более сотни лет назад. Кто эти люди, которые перевернули рынок нефтедобычи, и как им удалось осуществить технологическую революцию?
Речь идет о нефтепроводе "Балаханы-Черный город", который стал первым нефтепроводом Российской империи, построенным осенью 1878 года на нефтепромыслах Апшеронского полуострова в районе Баку по заказу братьев Нобель и под руководством инженера Владимира Шухова. Постройка стала заключительным актом истории, в которой по счастливой случайности встретились удачливые предприниматели и гениальный инженер.
Первый в России нефтепровод Балаханы — Черный город
© Photo : Public Domen
В 1876 году братья Нобель, шведы по национальности, учреждают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти. После старта их бизнеса на Балаханском месторождении, шведы понимают, что транспортировка повозками в бурдюках и бочках слишком медленная, дорогая и грязная.
Братьям это категорически не понравилось: они изложили на бумаге свое видение, как можно исправить положение. Предприниматели предложили построить нефтепровод от промыслов до нефтеперегонных заводов, соорудить железные резервуары для хранения нефти и внедрить перевозку нефти в вагонах-цистернах, речных и морских судах.
Необходимо добавить, что такие технологии уже существовали. Пионером создания нефтепроводов была американская Oil Transport Association, построившая 15 годами раньше первый в мире 10-километровый трубопровод на нефтепромыслах в США.
Роберт Нобель стал искать, кто сможет претворить бизнес-план в действие. В те годы из США вернулся в Россию американский инженер русского происхождения Александр Бари, которого ранее братья отправили учиться в Америку. Бари оказался случайным образом знаком с еще одним русским – Владимиром Шуховым.
Встреча двух талантливых инженеров случилась на международной выставке в Филадельфии. Шухов был способным студентом, после окончания учебы его в составе научной делегации направили знакомиться с достижениями промышленности США на Всемирную выставку. Там он познакомился с вольнослушателем Массачусетского технологического института Александром Бари, который был отправлен в США Людвигом Нобелем, получил американское гражданство и собирался открыть на исторической родине контору по строительству инфраструктуры нефтяных промыслов. После приезда в Россию и начала работы с братьями Нобель, Бари пригласил Шухова в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела.
Владимир Шухов
© Photo : Public Domen
Шведы заказывают конторе Бари-Шухова спроектировать и построить первый нефтепровод, соединяющий Балаханы и Чёрный город, где тогда перегоняли нефть. В основу Шуховым был положен американский опыт. Все строительство инженер вел от начала и до конца, при этом ему было тогда всего 25 лет.
Это был технический прорыв. Стыки труб соединялись муфтами американского образца с конической нарезкой, паровые насосы, прокачивающие нефть, тоже были американские. Но оптимальный диаметр труб, температуру прокачиваемой нефти на входе в трубопровод и мощность насосов пришлось рассчитать заново, из-за большей вязкости бакинской нефти по сравнению с американской.
В результате строительства нефтепровода тысячи перевозчиков бочек теряли работу, и это вызывало сопротивление. Были поджоги и нападения. Несмотря на это, нефтепровод построили в кратчайшие сроки в течение осени и начала зимы 1878 года.
Голуби возле памятника Владимиру Шухову на Сретенском бульваре в Москве
© Sputnik / Владимир Астапкович
Для защиты нефтепровода были сооружены многочисленные караульные будки. Проект Шухова включал в себя сооружение технической инфраструктуры по трассе нефтепровода, а также первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. С вводом в действие первого нефтепровода расходы на доставку нефти с промыслов до нефтеперерабатывающего завода на окраине Баку сократились более чем в пять раз. Следом построили еще несколько нефтепроводов. Проектировал и строил эти нефтепроводы также Владимир Шухов.
Любопытно, что придумать модель будущего трубопровода Шухову помогли знания, которые он получил в военно-медицинской академии. Как потом говорил сам Шухов, человеческий организм – самая совершенная "конструкция", которую создала природа.
Что касается нефтяной промышленности, то далее последовал ряд событий, которые вывели бакинскую нефть в мировые лидеры. Это строительство и ввод в действие железной дороги Баку-Батуми и сдача в постоянную эксплуатацию в 1907 году магистрального нефтепровода Баку-Батуми.
Железная дорога имела огромное значение для экспорта нефти и нефтепродуктов в страны Европы. Уже в конце XIX века на долю Азербайджана приходилась половина мировой добычи нефти.