БАКУ, 26 авг — Sputnik. Быстрыми темпами развивается сотрудничество между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и торговыми партнерами вне организации, и ключевым вопросом тут является создание зон свободной торговли (ЗСТ).
Напомним, ЕАЭС находится на стадии переговоров по созданию ЗСТ с рядом стран, и с некоторыми из них, похоже, процесс ускоряется. Так, согласно информации Министерства промышленности и торговли Египта, согласование проектов соглашений по созданию ЗСТ между ЕАЭС и Каиром находится на финальной стадии, а сама зона будет создана к концу 2025 года. К указанному сроку ожидается завершение работ и по созданию ЗСТ с Ираном.
С какими странами будут созданы ЗСТ
На сегодняшний день уже действуют зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром.
Наряду с Египтом и Ираном, ведутся также переговоры о создании ЗСТ с Монголией и Таиландом, а относительно недавно список кандидатов на создание таких зон пополнили Индонезия, ОАЭ и Индия. При этом эксперты считают, что, учитывая растущее экономическое взаимодействие стран ЕАЭС с ОАЭ и Индией, создание ЗСТ с этими странами будет ускорено.
Стоит также отметить, что в 2018 году подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и крупнейшим торговым партнером союза – Китаем, что в перспективе также может привести к созданию ЗСТ с этой страной.
Что даст странам ЕАЭС расширение ЗСТ
Зона свободной торговли сегодня является самым эффективным инструментом развития торговой кооперации между странами, так как предполагает отмену таможенных пошлин, налогов и прочих сборов при импортно-экспортных операциях.
Кроме того, в рамках зон свободной торговли не действуют количественные ограничения при поставках тех или иных товаров, а список продукции, на которую распространяется беспошлинная торговля, значительно шире, чем при действии соглашения о преференциальной торговле.
В то же время при создании ЗСТ страны-участницы оставляют за собой право выстраивать торгово-экономические отношения с третьими сторонами.
Фактически создание ЗСТ означает формирование единого рынка между сторонами-участницами, при котором в ряде случаев действуют единые тарифы на перевозку, льготы при использовании логистических центров стран, а также облегченные процедуры таможенного контроля. Такие преимущества позволяют ускорить, удешевить и облегчить грузопоток между странами-участницами ЗСТ.
Почему Египет и ОАЭ важны для ЕАЭС
Среди стран, с которыми прорабатывается вопрос создания ЗСТ, особое место занимают Египет и ОАЭ. Так, Каир может стать для ЕАЭС окном в Африку, тогда как Абу-Даби – центром экономического взаимодействия с арабскими странами Персидского залива, которые в последнее время становятся активными игроками в экономиках почти всех стран ЕАЭС.
Так, РФ планирует создать российскую индустриальную зону в районе Суэцкого канала в Египте. Уже к концу текущего года ожидается начало строительства производственных предприятий, продукция которых будет поставляться на рынки африканских стран.
Кроме того, Египет заявил о намерении стать зерновым хабом региона, и эта инициатива активно поддерживается Россией. Египетские власти планирует создать в одном из своих портов крупнейший хаб в регионе по хранению и продаже зерна в арабские и африканские страны. Для этого власти страны даже подготовили необходимую инфраструктуру, в том числе элеваторы, которые позволяют хранить до 5,5 млн тонн зерна.
Созданию зернового хаба в Египте способствует также наличие у страны соглашений о свободной торговле с арабскими и африканскими странами – Арабская зона свободной торговли и Африканская зона свободной торговли.
При создании хаба Каир рассчитывает на поддержку Москвы. Власти страны сообщают, что Египет увеличит закупку российской пшеницы и ее реэкспорт в соседние страны, если РФ создаст глобальный логистический распределительный центр в экономической зоне Суэцкого канала. Стоит отметить, что на зерновой хаб в Египте может поставляться и зерно из других стран ЕАЭС, в частности из Казахстана. В таком случае преимущество создания ЗСТ между Египтом и ЕАЭС трудно переоценить.
Наряду с Египтом, другим важным торговым партнером стран ЕАЭС могут стать ОАЭ. Так, компании из этой страны Персидского залива активно инвестируют в транспортно-логистические и энергетические проекты в ряде стран ЕАЭС, а товарооборот между союзом и ОАЭ растет с каждым годом. Кроме того, ОАЭ сегодня являются неким региональным центром торговли, логистики и инвестиций, поэтому создание ЗСТ с ЕАЭС позволит странам союза выйти на свободные экономические зоны, портовую и производственную инфраструктуру ОАЭ.
Кроме того, учитывая налоговые преференции, которые существуют на территории ОАЭ, страны ЕАЭС могли бы импортировать на свои рынки товары по более конкурентным ценам.
Транспортные проекты как важное звено ЗСТ
Важной составляющим зон свободой торговли, несомненно, является налаженная транспортно-логистическая инфраструктура, а в идеале - действующие беспрерывные транспортные коридоры. Именно поэтому параллельно с ведением переговоров с партнерами по созданию ЗСТ страны ЕАЭС также налаживают транспортные маршруты, которые позволят в дальнейшем обеспечить бесперебойную поставку товаров.
Так, Россия инвестирует и строит недостающий участок международного транспортного коридора "Север-Юг" на территории Ирана – Решт-Астара – в рамках реализации западного маршрута МТК, проходящего в том числе через Азербайджан.
МТК "Север-Юг" позволит связать рынки Беларуси, России, Казахстана с рынками Ирана, Индии и арабских стран Персидского залива, а после создания ЗСТ со странами ЕАЭС грузопоток через данный маршрут, как ожидается, вырастет в разы.
Казахстан, в свою очередь, развивает Транскаспийский маршрут, который является частью инициативы "Один пояс, один путь", что также станет важным звеном в развитии торговых отношений стран ЕАЭС с партнерами в Китае.
А взаимная интеграция этих двух главных транспортных коридоров региона – МТК "Север-Юг" и Транскаспийского маршрута – не только создаст условия для свободного перемещения товаров между участниками ЕАЭС и ЗСТ с партнерами союза, но и позволит привлечь больше грузов на данные маршруты.
Азербайджан может стать частью важной инициативы
Азербайджан не является участником ЕАЭС, однако активно развивает торгово-экономические отношения с каждой отдельной страной союза (за исключением Армении).
В то же время Азербайджан является активным участником вышеназванных транспортно-логистических проектов и вместе с партнерами из ЕАЭС развивает транзитный потенциал региона.
Кроме того, в целях развития ненефтяного производства и снижения зависимости экономики от экспорта углеводородов Азербайджан проводит масштабную работу по развитию торговых отношений со странами региона, в частности участниками ЕАЭС. Так, две страны ЕАЭС – Россия и Казахстан – традиционно входят в топ-5 импортеров ненефтяной продукции Азербайджана.
В то же время Баку вынашивает планы по расширению географии и объемов поставок своей ненефтяной продукции, и в этом случае кооперация с зонами свободной торговли или любым другим региональным торговым объединением могла бы стать дополнительным импульсом для роста ненефтяной экономики страны.