БАКУ, 22 авг — Sputnik. Мировые запасы дизельного топлива приблизились к историческому минимуму, что вызывает опасения по поводу очередного скачка цен на него и его дефицита в преддверии отопительного сезона.
Стоит отметить, что рост цен на дизель традиционно является катализатором для ускорения инфляции. Так, дизельное топливо широко используется в грузоперевозках – им заправляются около 96% грузовых автомобилей и фур. Рост цен на него неизбежно влияет на тарифы, увеличивая стоимость продукции для конечного потребителя.
Так, например, в США цены на дизельное топливо растут с июня, что уже сказывается на инфляции – по итогам прошлого месяца рост цен в Штатах ускорился до 3,2% против 3% в июне. Аналитики ожидают, что цены на дизтопливо и соответственно инфляция в США продолжат расти из-за того, что американские НПЗ не смогли увеличить свои запасы этим летом.
Грозит ли Азербайджану дефицит дизтоплива
В Азербайджане ситуация с дизельным топливом довольно неоднозначная: на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе оно в целом производится в достаточных объемах как для внутреннего потребления, так и для экспорта.
Но производство дизеля на НПЗ периодически сокращалось в связи с продолжающейся на предприятии модернизацией.
В результате цена на дизель в Азербайджане в 2021 году впервые за долгое время выросла сразу на 0,2 маната – с 0,6 до 0,8 маната за литр.
Однако в 2023 году ситуация изменилась - производство стало расти. По итогам января-июня 2023 года на Бакинском НПЗ было произведено 1,2 млн тонн дизтоплива против 862 тыс. тонн в аналогичный период прошлого года.
Кроме того, во втором квартале предприятие начало производить дизтопливо по стандарту "Евро-5". Ожидается, что НПЗ после завершения модернизации будет выпускать 2,9 млн тонн дизеля вместо нынешних 1,9 млн тонн.
Стоит отметить, что Азербайджан до недавнего времени поставлял дизтопливо в ряд стран, однако после начала модернизации на Бакинском НПЗ экспорт значительно сократился. Главным образом азербайджанское дизтопливо поставлялось в Грузию, удовлетворяя около 40% потребностей этой страны. Но с марта 2023 года Грузия прекратила импорт азербайджанского дизеля, так как Тбилиси полностью отказался от дизтоплива стандарта "Евро-4" и в соответствии с Соглашением об ассоциации с 1 января 2023 года перешел на стандарт "Евро-5".
Мировой дефицит на фоне снижения цен на дизель в ЕАЭС
В то время как во всем мире ожидается рост цен на дизтопливо и его дефицит, в странах-участницах Евразийского экономического союза стоимость дизеля заметно снизилась.
Так, по итогам июня 2023 года дизтопливо подешевело в годовом исчислении в Армении – почти на $0,4 и в России – на $0,25 за литр.
В рамках ЕАЭС этому способствовало несколько факторов. Во-первых, из-за роста цен и спроса на глобальном уровне Казахстан для сбалансирования внутреннего рынка ЕАЭС отказался поставлять дизель за пределы объединения. Астана с 10 апреля ввела запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, в том числе дизеля и газойля.
Кроме того, с 5 февраля вступил в силу ряд ограничений на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, в результате чего вырос их экспорт на альтернативные рынки и в ЕАЭС.
Напомним, что цены на дизтопливо значительно выросли за последние два года в ряде стран мира. Так, например, в июле оно подорожало в Турции за сутки сразу на $0,3. Эта тенденция сохранилась в августе – за день стоимость дизеля вновь выросла еще на $0,99.
Возможности для азербайджанского экспорта
После того как Азербайджан запустит производство дизеля на полную мощность на Бакинском НПЗ, список стран, куда его можно будет экспортировать, расширится. Так, в Кыргызстане наблюдается довольно нестабильная ситуация с ценами на дизель – в 2022 году он подорожал почти на 30%.
При этом стоит отметить, что основным поставщиком дизтоплива в Кыргызстан является Россия. Напомним, что спрос на российские нефтепродукты в последнее время значительно вырос на альтернативных рынках – на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке.
Так, например, Бразилия с начала года заняла второе место по импорту российского дизельного топлива. Эта страна намерена в дальнейшем увеличить его закупки из РФ на 25%. Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками в Саудовскую Аравию, Турцию и ряд стран Северной Африки (Тунис, Марокко), куда были перенаправлены высвободившиеся объемы нефтепродуктов.
Ожидается, что экспорт российского дизтоплива на новые рынки сбыта будет расти, и в таком случае поставки нефтепродуктов в Кыргызстан можно было бы диверсифицировать, в том числе за счет импорта из Азербайджана.