БАКУ, 22 авг — Sputnik. Президент Международной федерации шахмат (ФИДЕ) Аркадий Дворкович не исключил, что изменения в систему определения чемпиона мира по шахматам могут быть внесены уже в текущем цикле. Об этом он заявил в беседе со Sputnik Азербайджан.
Дворкович прибыл в Баку, где подходит к концу Кубок мира по шахматам. Как известно, женский турнир выиграла россиянка Александра Горячкина, победившая в финале болгарку Нургюль Салимову. В мужском Кубке мира в финале сыграют Магнус Карлсен (Норвегия) и Рамешбабу Праггнанандха (Индия), а в матче за третье место встретятся Ниджат Абасов (Азербайджан) и Фабиано Каруана (США).
Также напомним, что тройка призеров мужского Кубка мира получит путевки на турнир претендентов. Отметим, Магнус Карлсен ранее заявил, что откажется от претензий на мировую корону, так как недоволен нынешней системой проведения чемпионского цикла.
В беседе со Sputnik Азербайджан Аркадий Дворкович поделился своими впечатлениями от женского Кубка мира, успеха Ниджата Абасова и рассказал о возможных изменениях в системе проведения чемпионского цикла.
- Каковы впечатления от бакинских Кубков мира?
- Рады, что в Баку состоялся женский Кубок мира, который проходил параллельно с мужским. В женском турнире победила Александра Горячкина, которая одержала победу над Нургюль Салимовой. Это был очень конкурентный турнир, много интересных партий и неожиданных результатов. В решающем матче состоялось противостояние молодости и опыта. Последний в итоге и победил. Рад, что мы вместе с нашими азербайджанскими партнерами смогли провести такой замечательный турнир.
- Главным сюрпризом мужского Кубка мира стал выход в полуфинал азербайджанского шахматиста Ниджата Абасова.
- Безусловно, выступление Абасова стало огромным сюрпризом соревнований. Его выход в полуфинал и равная борьба с 16-м чемпионом мира Магнусом Карлсеном говорят сами за себя. Мне кажется, для азербайджанской шахматной федерации и местных любителей шахмат это большой прорыв. У Азербайджана есть победитель Кубка мира – это Теймур Раджабов. Но Ниджат показал красивую борьбу и имел шансы в противостоянии с Магнусом Карлсеном, а теперь он будет сражаться за третье место.
- Каковы ожидания от финального матча и игры за третье место?
- Любой финал интересен, каков бы ни был состав его участников. Вкусы у любителей шахмат разные. Сейчас мы наблюдаем за финалом между сильнейшим шахматистом мира последних 15 лет и молодым индийским талантом, который доказал свою силу. У нас опять столкновение опыта и молодости, тут возможны любые сюрпризы. Не берусь предсказывать результат этого поединка, но, уверен, всем понравится.
В любом случае, тот факт, что Праггнанандха попал в турнир претендентов, является уже большим успехом для Индии – огромного шахматного мира, родины этой игры.
Уверен, что Фабиано Каруана и Ниджат Абасов в борьбе за третье место тоже покажут красивую игру. Будут ли они оба играть в претендентском турнире или нет, зависит от окончательного решения Магнуса Карлсена. Поэтому борьба в матче между Каруаной и Абасовым будет очень серьезной. Никому пока не гарантировано попадание в претенденты на сто процентов.
- Магнус Карлсен заявлял о том, что не будет играть в чемпионском цикле при существующем формате. Есть ли вероятность того, что он будет изменен?
- Вероятность изменения системы проведения чемпионского цикла существует, она не зависима от мнения того или иного человека, а в данном случае сильнейшего шахматиста. Мы всегда обсуждаем формат проведения цикла на первенство мира со всеми ведущими гроссмейстерами, в том числе и самого матча за титул чемпиона. Поэтому по итогам дискуссии может быть принято любое решение.
Приведет ли оно к участию Карлсена в текущем розыгрыше титула чемпиона мира или нет, мы не знаем. Тем не менее любое его решение уважаю, но для нас главное интерес зрителей, консенсус ведущих шахматистов и стабильность шахмат в долгосрочной перспективе. Если она обуславливает необходимость изменений, значит они будут.
- Эти изменения могут быть внесены уже в текущем чемпионском цикле?
- Мы пока не утвердили положение ни о турнире претендентов, ни о самом матче, поэтому формально изменения могут быть внесены и в текущем цикле. Другое дело, что мы всегда к этому относимся консервативно, осторожно, взвешиваем все за и против. Так что будем обсуждать и решать, повторюсь, с учетом мнения шахматной общественности, ведущих шахматистов, медиа и армии болельщиков.