Эксклюзивы

Требования к службам такси меняют в Азербайджане вслед за ЕАЭС

Теперь все водители такси как в странах ЕАЭС, так и в Азербайджане должны будут проходить предрейсовый медосмотр, представлять справку об отсутствии судимости и иметь соответствующую подготовку.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 21 авг — Sputnik. Страны ЕАЭС и Азербайджан изменили требования к водителям и службам такси. Как сообщает Sputnik Азербайджан, с 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, который отразится и на водителях из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Ключевых изменений четыре. Первое – в законе появилась новая категория водителей такси - самозанятые. Второе – введено требование о прохождении водителем аттестации на знание города, в котором он осуществляет свою деятельность. Третье – предоставляется разрешение на эту деятельность на бесплатной основе, что немаловажно. Еще одно изменение обусловлено цифровизацией и касается введения трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа такси.
В странах ЕАЭС водителем легкового такси сможет быть лицо, имеющее водительское удостоверение категории "B" и водительский стаж от трех лет и более. Важно, чтобы будущий таксист не имел медицинских противопоказаний для вождения.
Оказывать услуги такси запрещается лицам: повторно лишенным водительских прав; не прошедшим аттестацию на знание города; имеющим неснятую или непогашенную судимость; имеющим более трех неоплаченных административных штрафов за нарушения ПДД.
Кроме того, все водители такси будут обязаны проходить предрейсовый медосмотр.

Реформы в сфере пассажироперевозок в Азербайджане

Похожие изменения вступят в силу также в Азербайджане. В пятницу, 18 августа, президент Ильхам Алиев утвердил поправки в ряд законов и законодательных актов, в частности в закон "Об автомобильном транспорте". Все нововведения призваны изменить принципы предоставления услуг такси в стране, а также защитить права водителей и пассажиров.
Согласно изменениям, впредь транспорт, используемый для пассажирских перевозок, должен будет обеспечен тахографом или таксометром, терминалами для безналичного платежа. Изменения обязуют оператора службы такси передавать в регулирующий орган обезличенную информацию о поступающих заказах в режиме реального времени, а также следить за соблюдением условий работы и отдыха водителей. Сами водители обязуются пройти курс профессиональной подготовки в Государственном агентстве профессионального образования.
Президент АР утвердил и новые государственные пошлины в области деятельности такси. Установлены ставки за предоставление разрешения на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Госпошлины установлены в следующем размере:
- при получении удостоверения, позволяющего оказывать пассажирские перевозки легковыми автомобилями такси, - 125 манатов;
- получение пропускной карты на одно транспортное средство - 25 манатов;
- получение операторами пропускных удостоверений на осуществление международных грузовых и нерегулярных пассажирских перевозок автотранспортом между Азербайджанской Республикой и зарубежными странами - 250 манатов;
- получение пропускной карты на каждое транспортное средство - 75 манатов;
- получение разрешения на деятельность оператора заказа такси - 3000 манатов.
Стоит отметить, что лицензии на пассажирские перевозки легковыми автомобилями такси, а также разрешение на деятельность оператора заказа такси будут выдаваться на 7 лет.
В то же время за оказание услуг такси без разрешения должностные лица будут оштрафованы на сумму 10,5 тысячи манатов, юридические лица - 20 тысяч манатов.

Общие черты изменений

Как и в случае с правилами в ЕАЭС, в азербайджанском законе появилась новая категория водителей такси - самозанятые. Теперь таксисты смогут работать как самостоятельно, так и на агрегаторов через специальные мобильные приложения.
В Азербайджане водители, чтобы получить лицензию, должны будут предъявить не просто справку об отсутствии судимости, а документ, подтверждающий отсутствие судимости за покушение на жизнь и здоровье человека, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми; за нарушения ПДД; об отсутствии решения суда о лишении права занимать соответствующую должность или заниматься деятельностью по предоставлению услуг такси и т.д.
Кроме того, водители должны будут проходить регулярный предрейсовый медосмотр на предмет наличия наркотического и алкогольного опьянения.
Отметим, что вышеназванные изменения в Азербайджане вступят в силу с 1 октября 2023 года.

Плюсы реформ

По словам независимого эксперта в области транспорта Эльмаддина Мурадлы, вышеназванный закон определяет санкции для иностранцев (при работе на автомобилях с иностранными номерами) в случае оказания услуг такси и осуществления грузоперевозок. Но если в Азербайджан будут приезжать граждане стран-партнеров, им достаточно будет заплатить госпошлину, чтобы работать на территории республики.
Кроме того, новые требования остановят беззаконие в сфере пассажирских перевозок.

"Проблемы в сфере услуг такси существуют не только в Азербайджане, но и во многих странах. Решают их по-разному. Просто в Азербайджане из-за пробелов в законодательстве этим воспользовались операторы. На рынке стали властвовать такие агрегаторы, как Bolt, Uber, Yango, Maxim, Yandex. Они, попав на рынок, снизили цены за проезд до такой степени, что начали эксплуатировать водителей. Но в некоторых странах действовали более решительно. В Азербайджане же вдруг поняли, что какая-то иностранная компания взяла все в свои руки. Из-за отсутствия правовой базы остановить это было невозможно", - сказал собеседник.

По его словам, только сейчас впервые в азербайджанском законодательстве появилось новое понятие "оператор такси", другие страны сделали это 10 лет назад. Теперь следует установить механизм контроля за исполнением закона.
Что касается ЕАЭС, то, в случае присоединения Азербайджана к союзу, Милли Меджлису придется ратифицировать его законы, а при их совпадении таких требований не будет.
Другой эксперт Аслан Асадов в беседе со Sputnik Азербайджан отметил, что несмотря на то, что Азербайджан пока не входит в ЕАЭС, схожие черты двух законов упростят вопросы занятости водителей.

"Наши граждане обладают правом управлять транспортом за рубежом, тем более что выданные в республике водительские удостоверения отвечают международным стандартам. Взаимное признание водительских прав, сотрудничество с соседними странами, изменения в законах призваны устранить проблемы, возникающие в процессе занятости наших граждан", - сказал собеседник.