БАКУ, 14 авг — Sputnik. Еще до начала массового производства истребителей F-35 молва о них разошлась по всему миру. Их называли и невидимками, и недосягаемыми, и многими другими лестными эпитетами. Однако с началом выпуска и ввода в эксплуатацию стали появляться и негативные отклики, основанные на реальных недостатках. А тут еще проблемы в логистической цепочке и реальное падение ранее заявленных темпов производства.
Ситуация с выпуском самых массовых военных самолетов на Западе
Американские F-35 и французские Rafale являются самыми массово производимыми военными самолетами на Западе. Но в последнее время их выпуск переживает серьезные проблемы, повлекшие за собой снижение производства, обусловленное трудностями с обновлением программного обеспечения.
В официальных документах на эту тему говорится, что проблемы возникли из-за нарушений в цепочке поставок, связанных с COVID-19. В результате наблюдались задержки в 48 основных программах оборонных закупок. Однако коренного улучшения ситуации не произошло и после снятия основных ограничений, связанных с пандемией. В итоге в 22 программах из 48 все еще продолжают наблюдаться задержки.
По масштабам производства F-35 превосходит все остальные западные классы истребителей вместе взятые. Тем не менее, в этом году новых F-35 будет примерно на 50 меньше целевого показателя в 156 штук. В результате ВВС США недосчитаются запланированных "боевых птах".
Невесело складываются дела и у французских производителей истребителей Rafale. Хотя французам удалось разрешить ситуацию с нехваткой заказов, которые они ранее уступили американским F-35 и российским самолетам четвертого поколения, у них просматривается ситуация, аналогичная F-35. Производитель Rafale Dassault Aviation в середине прошлого месяца заявил, что предприятие вынуждено мобилизовать все усилия для поддержания уровня выпуска.
Борьба за рынок между “французом” и “навороченным американцем”
Так уж сложилось, что американские F-35 и французские Rafale сразу же стали конкурентами. И это при том, что американец является истребителем пятого поколения, а француз - самолетом поколения 4+. С началом производства F-35 сразу же набрал большой портфель заказов. Каждому государству, имеющему достаточно средств, хотелось приобрести “невидимку", который мог уничтожить врага даже не показавшись ему. Но желающие должны были отвечать критериям американского правительства. В частности, они обязались не использовать F-35 в тех случаях, когда США были против.
Кроме того, пользуясь возникшим ажиотажем вокруг новейших истребителей, американцы скрупулезно выбирали клиентов и ставили условия. Достаточно напомнить, что Вашингтон отказал в предоставлении F-35 Анкаре, которая является членом НАТО и одним из близких союзников США, а Индия, Египет и Катар даже не оказались в списке претендентов на этот самолет. Также было отказано Объединенным Арабским Эмиратам(ОАЭ), которые в ответ на американские требования не прекратили сотрудничество с китайской телекоммуникационной фирмой Huawei.
Такая ситуация создала благоприятные условия для производителей Rafale. Французы в выборе клиентов оказались не столь щепетильны. У них уже есть портфель заказов на 160 истребителей. Чего только стоит соглашение о поставках истребителей в ОАЭ, которые закупают их на общую сумму в $19 млрд.
Ситуация на мировом рынке передовых истребителей
Конкуренция между американскими F-35 и французскими Rafale вовсе не отражает полную картину в этой сфере. Во-первых, отметим, что эти два самолета находятся “в разных весовых категориях”, и французы вынуждены довольствоваться “остатками с барского стола”. Стоит отметить, что и американцы не являются полноценными хозяевами неба. В данной связи особой оценки заслуживают истребители пятого поколения китайского производства J-20 и J-31, и российские СУ-57.
Эти самолеты по технико-тактическим характеристикам составляют серьезную конкуренцию американцу, при этом, в отличие от производителей F-35, их производство увеличивается. Согласно прогнозам, ВВС Китая получат от 80 до 100 истребителей J-20 в этом году и порядка 120 - в 2024. О выпуске российских СУ-57 точных данных не приводится, что связывают с ситуацией на Украине и вынужденным противостоянием с Западом, но то что их выпуск наращивается, является неопровержимым фактом.
При этом по многим параметрам F-35 оказывается в явном проигрыше не только перед российским и китайским истребителем пятого поколения, но даже перед французским 4+ и американским F-16. У F-35 оказалась очень высокая эксплутационная стоимость. Она составляет $31 тысячу в час. Для сравнения, у F-16 этот показатель равен $7,7 тыс.. Французский истребитель обслуживается минимум в пять раз дешевле тридцать пятого.
А в сравнении с российским и китайским самолетами, наряду с финансовыми проблемами, американец уступает и по боевым параметрам. Так, бесфорсажная крейсерская скорость у F-35 составляет всего 850 км/ч., а максимальная на форсаже – 1,6М или 1930 км/ч. Эти данные можно сравнить с показателями российского самолета СУ-35 поколения 4,+ и окажется американец уступает даже ему. Су-35 в бесфорсажном режиме выдает 1300-1400 км/ч, а на форсаже 2,3М или 2500 км/ч. Такая большая разница в скорости говорит о том, что при боестолкновении с СУ-35 безопасно покинуть район обнаружения шансов у F-35 откровенно маловато. Особенно если его будут видеть радары в воздухе или на земле.
Что касается российского истребителя пятого поколения СУ-57, то по информации сайта 19FortyFive, он крупнее, тяжелее и быстрее американского. Он может нанести удар по F-35 и успеть быстро скрыться. По скорости и дальности полета Су-57 более чем в два раза превосходит F-35.
Российские источники сообщают, что СУ-57 получил новейший комплекс цифровой связи, позволяющий повысить качество передачи данных. Устройство работает в диапазонах высоких и очень высоких частот и обладает повышенной помехо- и радиозащищенностью. Не стоят на месте и китайские разработчики и производители.
Так что, пока американцы и их союзники разбираются между собой по поводу выстраивания новых логистических линий в военной сфере, остальные страны продолжают наращивать свой потенциал. И оставлять пальму первенства американцам никто не собирается.