БАКУ, 11 авг — Sputnik. Энергетический кризис, который бушевал на мировых рынках с начала 2022 года, стал экзаменом не только для энергобезопасности многих стран, но и проверкой эффективности возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Сегодня, после того как рынки более или менее восстановились после рекордного роста цен в марте 2022 года, можно с уверенностью сказать, что ВИЭ по большей части "подставили" энергобезопасность стран, которые годами рассчитывали на "зеленую" энергию и инвестировали миллиарды в ее развитие. Так, в пиковые сезоны потребления энергогенерация на ВИЭ отставала от запланированных объемов, усугубляя ситуацию с дефицитом и конечными ценами для потребителей.
При этом за последнее время в ветроэнергетике нашлись и другие минусы, среди которых эксперты главным образом выделяют слишком высокие затраты на создание новых мощностей.
Миллиарды на ветер
Ветроэнергетика является одной из самых популярных в сфере возобновляемых источников энергии. Так, с 2000 года она быстро росла благодаря исследованиям и разработкам, а также политике правительств ряда стран по поддержке и субсидиям в этой области. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), глобальная установленная мощность ветроэнергетики как на суше, так и на море увеличилась в 98 раз за последние два десятилетия - с 7,5 ГВт в 1997 году до примерно 733 ГВт в 2018-м.
При этом в период с 2009-го по 2019 год производство ветроэнергетики увеличилось в 5,2 раза – до 1412 ТВтч.
В то же время только в Европе в 2019 году в ветроэнергетику было инвестировано 52 млрд евро, из которых 19 млрд было направлено на финансирование новых ветроэнергетических проектов, говорится в исследовании Европейской ассоциации ветроэнергетики (WindEurope).
Значительные инвестиции в ветроэнергетику делались и на азиатских рынках, которые по итогам последних нескольких лет вырвались в лидеры по созданию новых мощностей ВИЭ.
И эти страны не намерены останавливаться на достигнутом – ожидается, что по итогам 2023 года инвестиции в береговую ветроэнергетику увеличатся на 12%, примерно до $230 млрд, а расходы на морскую ветроэнергетику - на 20%, до $48 млрд.
Кроме того, по прогнозу экспертов, инвестиции в новые мощности ВЭС к 2030 году вырастут до $102 млрд.
Слишком дорогое удовольствие
Вокруг ветроэнергетики в последнее время разгорелся нешуточный скандал – крупнейший производитель ветроэнергетических установок (ВЭУ) Siemens Gamesa заявил о наличии дефектов в своей продукции. Так, согласно информации компании, до 30% произведенных ВЭУ имеют различные недостатки, которые повышают частоту отказов в работе компонентов ветротурбин. В результате там заявили о том, что придется провести масштабные ремонтные работы на установленных в ряде стран турбинах или вовсе заменить отдельные детали установок.
В то же время компании, производящие ВЭУ и создающие мощности ветрогенерации, все чаще жалуются на нерентабельность производства.
Так, в июне датская фирма по производству ветряных турбин Orsted заявила, что правительствам ряда стран необходимо предоставить дополнительную финансовую поддержку ветроэнергетике из-за роста затрат компании.
Кроме того, в прошлом месяце Vattenfall (государственная энергетическая компания Швеции) заявила об отказе от реализации крупнейшего проекта по развитию морской ветроэнергетики в Великобритании, сообщив, что решение было принято из-за сложных рыночных условий и увеличения затрат до 40%.
Издание Financial Times подкрепило ее заявления, подтвердив, что с февраля 2022-го по июнь текущего года затраты в производстве ветроэнергетики подскочили на 20-40%. А фиксированная цена на ветровую электроэнергию, ранее закрепленная в госконтрактах, уже недостаточно высокая, чтобы инвесторы оставались в плюсе и не сворачивали проекты.
Эксперты отмечают, что высокие затраты, технологические проблемы и постоянные проблемы с цепочками поставок превратились в тройное проклятие для сферы ветроэнергетики. И теперь правительства стран, которые тяготеют к ее использованию для более эффективного энергетического перехода, задаются вопросом о рентабельности и надежности ветропарков.