БАКУ, 9 авг — Sputnik. Российские порты в Черном море являются важными пунктами поставок зерна и нефти из РФ на мировой рынок. Вместе с российской через эти порты переправляется и казахстанская нефть. Инцидент с нефтеналивным танкером Sig наносит урон не только интересам Москвы, но и интересам Астаны, для которой маршрут через Черное море является основным в европейском направлении.
Попытка давления на Россию: возможные последствия
Попытка Киева принудить РФ вернуться к зерновой сделке вряд ли сработает, так как Москва уже неоднократно демонстрировала, что говорить с ней с позиции силы бесполезно. Напротив, такие попытки еще больше накаляют обстановку. В подобном русле высказался и зампред Совбеза РФ Дмитрия Медведева, который резко осудил атаку на танкер и пообещал ответ российской стороны. Об этом же заявил российский МИД. Так, Мария Захарова подчеркнула, что террористические атаки Киева не будут оставаться без ответа, а их авторы должны понести наказание.
Возвращение Москвы в зерновую сделку на данном этапе не дает ей абсолютно никаких дивидендов. За исключением голословных высказываний госсекретаря США Блинкена о том, что власти его страны в полной мере поддерживают экспорт зерна Россией, "и что нечего бояться санкций, которые не распространяются на российское зерно, транспортировку, страхование и прочее", никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается. При этом продолжают действовать так называемые "скрытые санкции", которые затрагивают банки и физических лиц, связанных с торговлей с Россией.
Кремль же неоднократно заявлял, что готов незамедлительно вернуться к зерновой сделке после того, как будут выполнены условия черноморской инициативы касательно России.
Напомним, что условия вывоза российского зерна и удобрений были обговорены и задокументированы в пакетном соглашении по "зерновой сделке", стороной в которой выступала ООН, однако данный пункт соглашения так и не был реализован в течении целого года, на протяжении которого действовало инициатива.
Не хлебом единым
Не меньшее беспокойство Запада связано с тем, что атака украинских беспилотников на танкер создает угрозу экспорту российской и казахстанской нефти. Это может привести к росту цен на мировом рынке. Financial Times пишет, что такой ход событий может не понравиться вашингтонской администрации, которая желает, чтобы цены на нефть оставались стабильными перед президентскими выборами в 2024 году.
К тому же стоит учитывать тот факт, что, в отличие от Казахстана, России намного проще использовать для вывоза нефти свои терминалы в портах других морей. А вот Казахстан только в прошлом году через терминал Шесхарис, принадлежащий российской компании "Транснефть", а также через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озереевке, находящихся недалеко от Новороссийска, отгрузил 54,3 млн тонн своей нефти, что составило свыше 84% от всего экспорта центральноазиатской республики.
В такой ситуации эксперты рассматривают альтернативные маршруты поставок казахстанской нефти. Наиболее привлекательным направлением является трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД), который выходит на Средиземное море, минуя акваторию Черного. Согласно договоренности компании "КазМунайГаз" с акционерами нефтепровода, Казахстан сможет перекачивать по ней 1,5 млн тонн нефти в год. И это при том, что БТД загружен практически всего наполовину своей мощности, а Казахстан может дополнительно догрузить трубопровод на 20-25 млн тонн. Но этого не хотят акционеры трубопровода, поскольку в этом случае упадет качество прокачиваемого по трубе азербайджанского сырья Azeri Light, который на мировых рынках котируется гораздо дороже казахстанской.
Немаловажным фактором является и цена на прокачку сырья. Так транспортировка 1 тонны казахстанской нефти по БТД обходится в $124, что в три раза выше, чем по КТК. Наряду с этим, есть и несколько альтернативных маршрутов через Россию. К примеру, есть возможность прокачки казахской нефти в Европу по трубопроводу "Дружба" и через порт Усть-Луга, что обойдется в $29 и $31 за тонну соответственно.
Именно такими нюансами объясняется факт заинтересованности Казахстана в сохранении стабильности в портовой инфраструктуре на черноморском побережье России. Министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев заявил в кулуарах правительства о том, что Казахстан намерен выступить с инициативой по обеспечению безопасной работы порта на Черном море, "исходя из того, что выгодоприобретателями от работы именно нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе и из Европейского союза". По словам Саткалиева, соответствующее поручение дал глава правительства.
Последствия инцидента в Черном море
Что касается непосредственно ситуации в акватории Черного моря, то эксперты Bloomberg считают, что украинская атака на российский нефтяной танкер ознаменует собой новую фазу конфликта.
"Битва за господство в Черном море быстро набирает обороты, что будет иметь серьезные последствия для глобальной энергетической и продовольственной безопасности", – пишет в свою очередь Politico.
По мнению экономистов, продолжение такой ситуации неминуемо повлечет за собой рост цен на зерновые и энергоносители, что может сильно ударить по мировой экономике, которая и так переживает не лучшие времена. Западные аналитики предполагают, что новый виток энергетического кризиса значительно осложнит помощь Украине в противостоянии с Россией.
Что касается экономической ситуации в самой России, то несмотря на определенные трудности, которые могут возникнуть в процессе экспорта нефти по Черному морю, рост цен на энергоносители и зерновые с лихвой покроют эти потери.
Получается, что Запад пожинает плоды кризиса, который сам же и спровоцировал. С той лишь разницей, что "капкан" был расставлен для Москвы, а попал в нее сам Запад. Как говорится, не рой яму другому.