СМИ: сопровождение НАТО судов с зерном в Чёрном море создает риски для Турции

Бывший заместитель генсека НАТО Гусейн Дириёз считает маловероятным реализацию идеи об охране кораблями НАТО зерновых судов в Черном море.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 26 июл — Sputnik. Сопровождение кораблями стран-членов НАТО судов с зерном в Черном море станет нарушением Конвенции Монтрё, Турция окажется в сложной ситуации, пишет газета Milliyet.
Бывший командующий войсками НАТО в Европе, отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис ранее заявил, что США и страны НАТО могут сопровождать корабли с зерном в Чёрном море и в случае угрозы открывать огонь по ВМФ России.
"Реализация такого шага будет означать нарушение Конвенции Монтрё, а Турция может оказаться в "рискованной" ситуации, если корабли НАТО пройдут через турецкие проливы и выйдут в Черное море", – пишет газета.
Экс-посол Турции в России и бывший заместитель генерального секретаря НАТО Гусейн Дириёз считает маловероятным реализацию идеи о сопровождении кораблями НАТО зерновых судов в Черном море.
"Потому что президент США Джо Байден недавно заявил, что не хочет принимать в альянс страну, находящуюся в конфликте с Россией, и превращать ситуацию в конфликт НАТО-Россия. Поэтому я не думаю, что у этой идеи будет много сторонников", – цитирует издание дипломата.
По его словам, Турция, ответственная за режим доступа в Черное море в рамках Конвенции Монтрё, должна и впредь действовать осторожна.
"Монтрё должен неукоснительно выполняться. Зерновая сделка была осуществлена под руководством ООН, и организация должна и впредь находиться в центре подобных шагов по деэскалации. Мандат НАТО заключается в охране и защите стран альянса. Я не думаю, что существует ситуация, которая укладывается в эти рамки", – добавил он.
Конвенцию Монтрё приняли в 1936 году. Она сохраняет за торговыми судами свободу передвижения через проливы в мирное и военное время, но устанавливает различные режимы плавания. При этом документ ограничивает пребывание в Черном море военных кораблей нечерноморских государств тремя неделями. В чрезвычайных ситуациях Турция может запретить или ограничить проход военных через Босфор и Дарданеллы. Согласно договору, Анкара имеет право взимать плату за маяки, эвакуацию и медицинское обслуживание с судов, проходящих через проливы.