БАКУ, 24 июл — Sputnik. Узеира Гаджибейли называют отцом национального музыкального искусства Азербайджана. Ему на роду было написано сочинять музыку. И он сочинял: сначала его талант создал первую национальную оперу, а затем выдал знаменитый марш, ставший впоследствии гимном страны. Но обо всем по порядку.
Будущий композитор родился в семье, которая была приближена к дому дочери карабахского хана, известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля Хуршидбану Натаван. Это обстоятельство оказало огромное влияние на воспитание мальчика. Знакомство с Натаван открыло перед юным Узеиром дорогу в лучшие музыкальные сообщества города Шуша, одного из крупнейших центров азербайджанской культуры. С детства Узеир брал уроки народного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах. Однако тогда еще никто не мог предсказать, как высоко взлетит музыкант в своей карьере.
Освоив игру на самых разных инструментах, перепев в различных хоровых коллективах, Узеир Гаджибейли решил сам писать музыку. В своем творчестве он соединил элементы азербайджанских народных мотивов с классическим европейским стилем. Именно в такой музыкальной традиции он написал в 1908 году первую азербайджанскую мугамную оперу "Лейли и Меджнун" по мотивам одноименной поэмы азербайджанского поэта Физули. Мугамной называют произведение, в основу которого положен импровизационный принцип народной музыки.
"Лейли и Меджнун" впервые поставили в Баку, в театре, принадлежавшем нефтяному магнату и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. Эта страница его жизни станет одной из самых важных для потомков. Уже позже будут новые оперы, в том числе "Кероглы", считающаяся лучшим произведением композитора, основанная им первая музыкальная школа, многочисленные реформы в азербайджанской культуре и высокие государственные награды.
Талант маэстро стоял не только на близости к народному музыкальному началу, но и на необычайной мелодичности его аккордов. Он умел так составить ноты в музыкальную тему, что льющаяся музыка заставляла "петь и страдать душу народа". Эта особенность творчества Узеира легла в основу еще одного его творения, вошедшего во все энциклопедии. Один из маршей, написанных Гаджибейли, стал национальным гимном.
Марш в миноре
Гимн – один из символов любого государства. Но, знаете ли вы, что большинство национальных гимнов были написаны не самыми признанными композиторами, а автор знаменитого "Боже, храни короля" и вовсе не известен. Исключение составляют Германия, чей гимн написан Иосифом Гайдном, и Австрия, где авторство гимна приписывают Вольфгангу Амадею Моцарту. У национальной песни Азербайджана своя особая история.
Мелодия, ставшая основой гимна, была написана в 1919 году Узеиром Гаджибейли на слова поэта Ахмеда Джавады. Но официально она стала гимном только в 1992 году, после восстановления независимости Азербайджана.
Изначально Узеир написал два марша, он даже не предполагал, что одному из произведений суждено будет стать национальным символом. Один из этих маршей назывался "Азербайджанский национальный марш". Во времена Азербайджанской Демократической республики в 1919 году это произведение было удостоено правительственной награды. Но выше взлететь у марша не получилось. Сегодня рукопись произведения хранится в доме-музее композитора в Баку.
Второй марш назывался "Марш Азербайджана", и, как упоминается в архивных записях, его пели во всех военных школах перед началом занятий. Совсем скоро этот марш был принят в качестве государственного гимна Азербайджанской Республики. Подтверждение этому можно найти в документах, хранящихся в доме-музее Узеира Гаджибейли.
Затем были советские годы, и до 1991 года этот гимн не исполнялся. Вместо него Узеир написал сначала одну новую мелодию в качестве гимна для Азербайджанской ССР, а затем еще одну в 1944 году, и она тоже стала гимном Азербайджанской ССР. Но после обретения страной независимости "Азербайджанский марш" возвращают и присваивают ему в 1992 году статус Государственного гимна Азербайджанской Республики.
До сегодняшнего дня марш Узеира Гаджибейли представляет собой великолепное музыкальное произведение с запоминающейся мелодией. У гимна есть особенность, придающая, как отмечают многие эксперты, глубину и драматичность песне – музыка написана в тональности ре минор. Гимн Азербайджана стал одним из немногих гимнов в мире, сочиненных не в мажоре, как это принято. Произведение в последствии назвали прекрасным, возвышенным и пробирающим до мурашек.