Перспективная сфера экономики: как Азербайджан намерен развивать автопром
Существующая инфраструктура станет важным фактором развития автопрома в Азербайджане. Как республика намерена совершенствовать перспективную сферу экономики?
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 20 июл — Sputnik. В Азербайджане в рамках реализации задач по росту ненефтяного сектора и увеличению доли промышленного производства в ВВП дан старт развитию автомобилестроения. Президент Ильхам Алиев утвердил поправки в Налоговый кодекс, согласно которым производство легковых автомобилей освобождается от НДС сроком на 10 лет.
Кроме того, глава государства своим указом утвердил список освобожденных от НДС до 1 января 2031 года видов сырья и материалов для производства легковых автомобилей.
Наличие инфраструктуры - большой плюс
Утверждение президентом новых законодательных актов, касающихся выпуска легковых автомобилей, в частности освобождение от НДС импорта сырья и материалов, которые используются для их производства, бесспорно, будет способствовать развитию данной сферы в Азербайджане, считает ведущий научный сотрудник Института экономики Министерства науки и образования АР, доцент Эмин Мамедзаде.
"Благо, что в Азербайджане создана определенная инфраструктура для производства легковых автомобилей, в частности действует несколько заводов, которые уже успешно выпускают как грузовые транспортные средства, автобусы, так и "легковушки", - сказал Мамедзаде Sputnik Азербайджан.
В частности, отметил эксперт, это Гянджинский автомобильный завод, автозавод в технопарке в Гаджигабуле, завод в Нефтчалинской промышленной зоне, а также автопроизводство, которое было открыто относительно недавно – завод в Нахчыване NazLifan.
Мамедзаде сообщил, что все эти предприятия были созданы на основе совместного капитала с представителями зарубежного автопрома из таких стран, как Россия, Китай и Иран.
"Например, раньше всех производством автомобилей начал заниматься Гянджинский завод вместе с представителями российского автопрома – Ульяновским и Камским автозаводами", - сказал экономист.
Кроме того, в Нефтчале и Гаджигабуле производство автомобилей было налажено вместе с иранской компанией, а в Нахчыване - совместно с китайскими коллегами из компании Lifan.
"Все это говорит о том, что после обретения Азербайджаном независимости автомобилестроение в республике не стояло на месте, а достаточно интенсивно развивалось. И принятые законодательные акты послужат импульсом для развития данной отрасли", - добавил Мамедзаде.
Важны рынки сбыта и зарубежные инвестиции
Экономист считает, что в условиях реализации мегапроектов, таких как транспортные коридоры "Север-Юг" и "Восток-Запад", организация производства в Азербайджане легковых автомобилей и его расширение дадут дополнительный импульс для экспорта данной продукции в дальнее зарубежье и страны Центральной Азии, по территории которых и будет проходить новый Шелковый путь.
"Также мы можем реализовать наши автомобили, предназначенные для экспорта, в странах Восточной и Северной Европы, поскольку оба вышеупомянутых логистических коридора ориентированы в первую очередь на европейский рынок", - считает эксперт.
Кроме того, благодаря указам главы государства появился шанс сделать резкий рывок в производстве легковых автомобилей за счет привлечения зарубежных инвестиций. Так, Азербайджана уже достиг определенных договоренностей в этой сфере, например, с Узбекистаном, отметил Мамедзаде.
"В прошлом году президент Узбекистана приезжал в Баку, и среди прочих документов было подписано соглашение о совместном производстве автомобилей. Надо учитывать тот факт, что Узбекистан является ведущим автопроизводителем в Центральной Азии и в этой стране за последние 30 лет было выпущено более миллиона машин", - рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Он указал, что в Узбекистане также использовалась модель совместных предприятий, в первую очередь с китайскими и южнокорейскими производителями, и опыт этой страны по реализации долгосрочных проектов в сфере автомобилестроения может быть полезен Азербайджану.
"В этом контексте те договоры, которые были подписаны с Узбекистаном, дадут свои плоды в ближайшей перспективе. Тем более что последние указы президента открывают большие возможности для развития автомобильной промышленности в Азербайджане", - подчеркнул эксперт.
Кроме того, считает Мамедзаде, развивая автопром в Азербайджане, нужно обязательно выбирать какие-либо конкретные сегменты внешнего рынка, потому что зарубежные инвесторы будут ориентироваться в первую очередь на экспортные мощности автозаводов в Азербайджане.
Поэтому, прежде чем привлекать инвесторов, необходимо разработать определенный бизнес-план, в котором будут определены ключевые точки сбыта будущей продукции. То есть, считает эксперт, необходимо провести точный маркетинговый анализ, тем самым создав основу для прибыльной деятельности данных предприятий в будущем.
Производство в СЭЗ и электрокары
Экономист также напомнил, что в Азербайджане недавно создана свободная экономическая зона – первый ее этап открыт в поселке Алят, где находится один из крупнейших морских портов Азербайджана.
"Данный порт также будет участвовать в реализации проектов по маршруту нового Шелкового пути. В этом контексте те возможности, которые открываются в Алятской СЭЗ, могут придать импульс и развитию автомобилестроения при условии, то его продукция будет идти на экспорт. В будущем успехи, которые продемонстрировали наши соседи по региону, например Узбекистан и Казахстан, можно будет повторить и в Азербайджане", - считает Мамедзаде.
Тем более, отметил он, что в развитие автопроизводства в этих странах вложено не так много инвестиций. Так, по статистике, например, в Узбекистане в производство легковых автомобилей инвестируют $100-120 млн в год.
Такие суммы могут быть вложены в автомобилестроение в Азербайджане как местными, так и зарубежными инвесторами, добавил экономист.
"Считаю, что в настоящее время приоритетные направления в автомобилестроении - производство электромобилей, гибридных машин и на водородном топливе. То есть и в данной сфере важны "зеленые технологии", их необходимо применять, чтобы завоевать новые рынки сбыта", - резюмировал Мамедзаде.
Существенная разница в цене
По мнению экономиста Халида Керимли, освобождение производства автомобилей, а также импорта сырья и материалов для них от НДС позволит снизить стоимость выпущенных в стране транспортных средств как минимум на 18% по сравнению с импортированными автомобилями.
"Считаю, что скидка в 18% - это большое преимущество при покупке автомобиля. Если посмотреть сегодня на его стоимость на внутреннем рынке, можно посчитать, что 18-процентный дисконт может означать разницу с импортными автомобилями в 3-5 тысяч манатов", - сказал Керимли Sputnik Азербайджан.
Эксперт считает, что в Азербайджане не будут выпускать дорогие машины, скорее, это будут автомобили среднего сегмента.
Другой вопрос – произведенные в Азербайджане автомобили должны соответствовать по качеству ожиданиям отечественных потребителей, тогда бренд приобретет хороший имидж.
"Так же как и другие государства, выпускающие автомобили, Азербайджан не планирует производить все части и комплектующие для них внутри страны. В вопросе производства, скорее всего, речь идет о сборке автомобилей", - отметил Керимли.
При этом, считает экономист, важный вопрос заключается в том, что потребительский рынок Азербайджана довольно ограничен, и если поставлена цель развивать автомобилестроение в стране, то производство должно быть ориентировано на экспорт.