Экономика в отношениях Баку и Душанбе: баррель помощи для НПЗ и транспортные проекты

В Баку состоялось шестое заседание Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Таджикистаном, в ходе которого были достигнуты важные договоренности.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 12 июл — Sputnik. Интерес Азербайджана к странам Центральной Азии протекает по нарастающей – после ряда взаимных визитов на уровне президентов и министров, а также нескольких бизнес-миссий с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, Баку уверенно расширяет отношения и с Душанбе.
Так, после проведения крупного таджикско-азербайджанского инвестиционного форума в Душанбе в апреле текущего года, в азербайджанской столице прошло шестое заседание Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Таджикистаном.
Результатом встречи стали сразу два решения по экономическому взаимодействию – Азербайджан начнет поставлять нефть для Таджикистанского нефтеперерабатывающего завода, расположенного в свободной экономической зоне (СЭЗ) "Дангара". Кроме того, Азербайджан выделит инвестиции на реконструкцию завода Таджикской алюминиевой компании TALCO.
Среди прочего стороны договорились начать экспорт алюминия, криолита и фторида алюминия из Таджикистана в Азербайджан, а также наладить поставки азербайджанского глинозема в обратном направлении.

Экономическое партнерство, не соответствующее потенциалу

Официальные лица Азербайджана и Таджикистана при каждой возможности заявляют о крепком политическом сотрудничестве стран и намерениях расширить экономическое взаимодействие. В самом деле, Душанбе и Баку активно сотрудничают по региональным политическим повесткам дня, состоят в ряде объединений: Организации экономического сотрудничества (ОЭС), СНГ, а также Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где Азербайджан участвует в качестве наблюдателя.
В противовес политическому взаимодействию Баку и Душанбе, экономическое сотрудничество двух стран протекает достаточно вяло. Так, товарооборот двух стран по итогам первых пяти месяцев 2023 года вместо роста показал снижение – если в январе-мае прошлого года торговый обмен стран составил около $2,4 млн, то по итогам аналогичного периода текущего года этот показатель снизился до $1,3 млн.
При этом в структуре товарооборота двух стран около 95% приходится на поставки азербайджанской продукции и сырья на рынок Таджикистана.
Кроме того, несмотря на инвестиционные возможности и Азербайджана, и Таджикистана, которые были расширены, в том числе благодаря созданию свободных экономических зон в обеих странах, взаимные инвестиции все еще находятся на низком уровне. Так, по данным на апрель 2023 года, с начала экономического взаимодействия объем инвестиций Таджикистана в экономику Азербайджана составил $4,4 млн, а азербайджанских инвестиций в таджикскую экономику – всего $1,5 млн.

Баррель помощи от Азербайджана промпроизводству Таджикистана

Дангарский НПЗ в Таджикистане с начала его строительства подвергался критике экспертов и ряда политиков, которые считали, что в стране, которая не располагает достаточным количеством углеводородных ресурсов и не имеет необходимой трубопроводной инфраструктуры, строительство такого крупного промышленного объекта не соответствует логике.
Однако завод был достроен в 2017 году и с тех пор простаивает по двум очень важным причинам – из-за отсутствия поставщиков рентабельной нефти и сложности с выходом на рынки потребления. Мощность НПЗ, созданного дочерней компанией СNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация), составляет 1,12 млн тонн нефти год.
При этом, согласно таджикским экспертам, производство на НПЗ может обойтись дороже импорта готовых нефтепродуктов. Руководители завода с целью оптимизации производства долгое время вели переговоры с такими странами, как Россия, Иран и Казахстан. Однако, как сообщают таджикские СМИ, эти переговоры ни к чему не привели.
После того как Азербайджан и Таджикистан договорились о поставках нефти, ожидается, что Дангарский НПЗ начнет производить в первую очередь горюче-смазочные материалы (ГСМ), что приведет к снижению зависимости страны от импорта.
Возможно, что, начав экспорт нефти на таджикский НПЗ, Азербайджан впоследствии на льготных условиях сможет импортировать продукцию ГСМ из Таджикистана. Это придаст импульс промышленному производству в Таджикистане и поможет диверсифицировать рынок импорта ГСМ в Азербайджан.

Выйти из тупика с развитием транспортной системы

Душанбе фактически находится в зависимом от соседей положении в вопросе выхода на мировые транспортные коридоры и морские порты. Так, на сегодняшний день Таджикистан остался в стороне от таких важных региональным проектов, как международный транспортный коридор "Север-Юг", Транскаспийский маршрут (Средний коридор), Лазуритовый коридор (объединяет транспортные коммуникации Турции, Азербайджана, Туркменистана и Афганистана).
Однако страна пытается модернизировать свою транспортную систему, повысив ее качество до международных стандартов, и включить свои транспортно-логистические проекты в международные коридоры.
В прошлом месяце министр транспорта республики Азим Иброхим заявил, что Таджикистан открыл пути на все четыре стороны света в результате реализации около 60 государственных инвестиционных проектов суммой свыше 20 млрд сомони ($1,8 млрд).
В результате крупномасштабных проектов построено и сдано в эксплуатацию более 2,2 тыс. км автомобильных дорог международного значения. По словам таджикского министра, в ближайшие годы планируется ремонт и строительство более 1 тыс. км международных дорог.
Кроме того, согласно планам правительства Таджикистана, в ближайшие три года будут завершены еще шесть транспортных проектов на сумму $690 млн, сданы в эксплуатацию 317 км международных автомобильных дорог, 32 моста, пять тоннелей протяженностью 11,2 км и семь противолавинных коридоров.
При этом стоит отметить, что сегодня Азербайджан является важным транспортно-логистическим звеном региона – через территорию республики проходят главные транспортные артерии мира. Интеграция Таджикистана в региональные транспортные проекты, в том числе в сотрудничестве с Баку, позволит Душанбе получить альтернативный выход на морские порты региона. А это, в свою очередь, не только создаст возможность для наращивания товарооборота двух стран, но и качественно повысит объем и наличие таджикских товаров на международном рынке.
Новости
Состоялась встреча президентов Азербайджана и Таджикистана в расширенном составе