Шведы на “низком старте”: Анкара дает добро?

Саммит НАТО в Вильнюсе может стать судьбоносным для крупнейшей скандинавской страны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 11 июл — Sputnik. Швеция пообещала Турции не поддерживать террористические организации РКК и ФЕТО, а также оказать ей всяческое содействие в вопросе евроинтеграции. В ответ турецкий президент согласился передать протокол о принятии Швеции в НАТО для ратификации в парламент страны. Об этом генсек альянса Йенс Столтенберг заявил по итогам переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном.

Турция сказала "да": А что взамен?

Эпопея со вступлением Швеции в НАТО продолжается уже более года. На протяжении всего этого времени Анкара неоднократно требовала от Стокгольма ужесточения антитеррористического законодательства, выдачи обвиняемых в терроризме лиц, находящихся на территории королевства, а также снять ограничения на поставки вооружений Турции.
Требования Анкары были частично выполнены. Швеция ужесточила законодательную базу в плане борьбы с терроризмом. Также было принято решение о снятии ограничений на сотрудничество с Турцией в оборонной сфере. Что же касается выполнения согласованных документов, тут у Анкары накопилось достаточно вопросов к Стокгольму. Складывается мнение, что принятие Швецией определенных решений вовсе не означает обязательное их выполнение. Достаточно отметить тот факт, что несмотря на ужесточение закона о борьбе с терроризмом, до сих пор Анкаре выдан всего лишь один разыскиваемый преступник, который обвиняется в наркоторговле. А в отношении 70-и с лишним обвиняемых решение не принято.
Несмотря на это, Турция все же дала добро на вступление Швеции в НАТО. По мнению наблюдателей, на это решение не в последнюю очередь повлияло давление западных союзников во главе с США, которые более чем настойчиво требовали этого от Анкары. Но Эрдоган не был бы самим собой, если бы не поставил своих условий, при соблюдении которых согласился на вступление Швеции в альянс.
Он постарался в создавшейся ситуации выжать всю возможную выгоду для своей страны. Прекрасно осознавая, что дипломатия есть искусство возможного, турецкий лидер выдвинул условие, согласно которому, в обмен на вступление Швеции в НАТО, Турция получает право вступить в Евросоюз. Сначала откройте двери для Турции в ЕС, тогда мы не против принятия Швеции в НАТО, гласит предложение Эрдогана.

Насколько реально выполнимы требования Анкары?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит ознакомиться с историей вступления Турции в ЕС. Анкара подала официальную заявку на членство в Евросоюзе в 1987 году. Однако переговоры о вступлении начались только в 2005 году, причем они неоднократно приостанавливались из-за разногласий.
Более того, Анкара недовольна тем, что многие страны, которые подали заявки гораздо позже нее, уже приняты в ЕС. Тем не менее многие европейские лидеры сразу выступили с возражениями, поскольку посчитали, что эти два вопроса не взаимосвязаны. Вопрос вступления Швеции в НАТО коррелируется с проблемами безопасности на континенте, эта страна абсолютно соответствует требованиям, предъявляемым к членам альянса, считают они. В то время как вступление в ЕС связано совсем с другими критериями.
Можно предположить, что турки прекрасно понимают - устранить в одночасье преграды на пути в Евросоюз не удастся. Просто как переговорщик высочайшего класса, Эрдоган ставит высокую планку требований, после чего получение уступок со стороны Брюсселя в вопросах торговых квот, таможенного законодательства и безвизового режима, чего турки добиваются уже много лет, может стать положительным результатом для обеих сторон.
Что касается полноправного членства Турции в Евросоюзе, то даже если Швеция выполнит свои обещания, вряд ли Анкаре удастся пробить брешь в сопротивлении в данном вопросе тандема Греции и Кипра, который цементируется Францией.
Обращают на себя внимание заявления германского канцлера, который требует принять решение по Швеции из соображений безопасности. Стоит предположить, что речь идет о безопасности членов НАТО. И сразу возникает вопрос: чему тогда служит лишение Турции возможности получать современное оружие от стран-членов организации? Ведь это ослабляет Турцию, а соответственно и весь Североатлантический альянс.
Этот аспект вспомнился в связи с информацией о том, что параллельно с обсуждением членства Швеции в НАТО, состоялся телефонный разговор между министром национальной обороны Турции Яшаром Гюлером и министром обороны США Ллойдом, предметом которого, наряду с прочим, была и модернизация истребителей F-16. Наряду с этим, председатель комитета по иностранным делам Сената Конгресса США Роберт Менендес, выступающий против продажи Турции истребителей F-16, сообщил, что по данному вопросу идут переговоры с американской администрацией, решение (по всей видимости положительное) может быть принято в течение следующей недели.
По поводу данных переговоров высказался и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который заявил, что приветствует любой диалог между Турцией и США относительно поставок Анкаре истребителей F-16, подчеркнув, что НАТО всегда выступала за отмену ограничений на военные поставки среди союзников.

Дело за малым: Осталось реализовать заявленное

Практически все стороны озвучили свои пожелания и требования. Осталось лишь исполнить их. Можно предположить, что каждый шаг на данном этапе будет делаться с оглядкой на решения партнеров.
Первый шаг предприняла Турция. Складывается впечатление, что Эрдоган не выдержал давления и согласился на принятие Швеции в НАТО. Но не все однозначно в этом вопросе.
С одной стороны, Турция дала добро на вступление нового члена в альянс, тем самым свела на нет усилия тех, кто пытался представить действия Анкары, как наносящие урона общей безопасности членов НАТО. С другой стороны, Эрдоган оставил еще один рычаг воздействия на партнеров, которым является процесс ратификации соглашения в парламенте страны. Для примера напомним, что такой же документ уже около года находится на рассмотрении в законодательном органе Венгрии.
Сделали свой первый ход и партнеры. Швеция обещает содействовать продвижению турецких интересов в Евросоюзе, а США - рассмотреть вопрос поставок новых истребителей F-16. Тут стоит напомнить, что F-16 является истребителем четвертого поколения, а разговоров о самолетах 5 поколения F-35 даже не ведется.
При неудачном стечении обстоятельств Швеция всегда может сослаться на требующую общее согласие всех членов ЕС процедуру принятия решений. Американцы же могут напомнить о купленных у России ЗРК С-400 и т.д.
Судя по всему, весьма сложная игра с различными целями и переплетенными интересами только началась. В такой ситуации каждая из сторон будет стараться до последнего держать свой козырь в рукаве. А нам остается лишь наблюдать за захватывающим политическим действием, которое в будущем может войти в учебники истории и дипломатии.