Зачем Пашинян вытаскивает скелеты из шкафа и передергивает факты?

Почему выступление армянского премьера на заседание парламентской комиссии по расследованию событий 44-дневной войны совпало с интенсивными, но пока еще безрезультатными переговорами по реализации некоторых требований трехстороннего заявления от 9-10 ноября 2020 года.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 20 июн — Sputnik. Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал в ходе заседания комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны, как шли переговоры о прекращении боевых действий и о трехстороннем заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении. По его словам, переговоры начались 6 ноября, он согласился подписать заявление, но с условием, чтобы в нем не содержалось положений о Шуше и экстерриториальном коридоре через территорию Армении. Помимо этого он предложил вернуть Агдамский район в обмен на Гадрутский, который находился под контролем Баку.
Президент Азербайджана отверг эти предложения и через два дня Шуша была взята. После взятия города азербайджанские войска получили возможность выйти на Ханкенди, а также в тыл армянским подразделениям на Агдамском и Агдеринском направлениях. Проще говоря, ВС Азербайджана получили полный контроль над оперативной ситуацией на фронте.
В этих обстоятельствах Пашинян был вынужден подписать предложенный документ, который не только остановил кровопролитие в Карабахе, но и заложил основу для переговоров по установлению долгосрочного мира в регионе.

Выступление Пашиняна на заседании комиссии: время выбрано неслучайно

Примечательно, что заседание парламентской комиссии Армении по расследованию боевых действий в ходе 44-дневной войны совпало по времени с интенсивными, но пока еще безрезультатными переговорами по реализации некоторых требований трехстороннего заявления от 9-10 ноября 2020 года. Особое внимание привлекает девятый пункт документа, который предполагает разблокирование всех экономических и транспортных связей в регионе. “Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России”, - сказано в нем.
Несмотря на то, что со дня подписания заявления прошло более двух с половиной лет, со стороны Армении практически ничего не сделано для реализации этих требований. Единственное, что сделала армянская сторона, это предложила альтернативный маршрут движения, связывающий Нахчыван с остальной частью Азербайджана, более длинный и сложный по рельефу.
Азербайджан, в свою очередь, параллельно с переговорным процессом ведет строительство железной и автомобильной дорог с выходом к армянской границе. Баку предлагает, не мудрствуя лукаво, восстановить движение по маршруту, который функционировал в советское время. Он проходит через Зангеланский район Азербайджана, с выходом на Мегринский район Армении и последующим соединением с дорогой в Нахчыване.
Особое внимание Армения уделяет названию этой коммуникации. В Ереване решили, что если маршрут будет назван коридором, то это нарушит ее суверенитет. Здесь хотелось бы напомнить высказывания по этому поводу вице-премьера российского правительства Алексея Оверчука.
"Ни одна из сторон не подвергает сомнению, что отдельные отрезки этой дороги будут находиться в юрисдикции той страны, на чьей территории они будут находиться. Таким образом, применительно к данной дороге в Азербайджане будет применяться азербайджанское законодательство, а в Армении – армянское”, - сказал он.
Получается, что Ереван инициирует обсуждение того, что в принципе никем и не подвергается сомнению. Более того, договаривающиеся стороны утверждают, что многое в данном вопросе обговорено и остается самая малость. По словам российского вице-премьера, трехсторонняя рабочая группа выработала уникальный формат отношений.
"На нашем уровне проект документа сформулирован и практически полностью согласован, хотя остался главный вопрос: как они будут при этом взаимодействовать друг с другом при переходе границы и насколько будет обеспечена их безопасность при перемещении по территории другого государства? Это на сегодняшний день основной вопрос, на который мы вместе хотим ответить так, чтобы быть уверенными в том, что с этими людьми ничего плохого на территории другой страны не случится", - сказал Оверчук.
И в такой обстановке Пашинян начинает давать показания о событиях почти трехлетней давности. Складывается впечатление, что премьер-министр Армении пытается оправдываться. И сразу возникает вопрос: а есть за что? Однако пусть в этом разбирается парламентская комиссия Армении.
Мы, в свою очередь, напомним, что переговоры с тех пор, как закончилась 44-дневная война, то есть с конца 2020 года, и не останавливались. Хоть и с небольшими перерывами, но они продолжаются уже около трех лет. Есть определенные подвижки по вопросам взаимного признания суверенитета, делимитации границ и разблокировки транспортных коммуникаций. Предстоит еще обсудить возвращение внутренне перемещенных лиц на свои земли, а также условий подписания самого мирного договора.
Важно извлечь урок из предыдущего раунда переговоров, когда, не соглашаясь с вполне приемлемыми предложениями азербайджанской стороны, Пашинян загонял себя в еще более невыгодные условия. В настоящее время Баку вновь делает Еревану вполне приемлемые предложения, как по разблокированию коммуникаций, так и по заключению самого мирного договора. Все они опираются исключительно на нормы международного права.
В азербайджанском экспертном сообществе полагают, что согласившись с этими условиями, Армения может обеспечить мир в регионе и юридически обезопасить себя от дальнейших еще более унизительных процедур. Ведь в арсенале у Азербайджана есть огромный материал о преступлениях, совершенных на территории страны за время почти тридцатилетней оккупации. Какие счета могут быть выставлены по этим документам, какие репарации придется платить Армении, чем это обернется для и без того слабой экономики страны – вопросы, над которыми Еревану стоит серьезно задуматься и положить конец тому отношению к соседям, которое имело место на протяжении всего периода независимости.
“Во всей новейшей истории между Арменией и Азербайджаном не было никаких связей, шла война… До сих пор на границе между двумя странами происходят вооруженные столкновения и гибнут люди. Конечно, в такой обстановке моим коллегам работать очень нелегко, но они чувствуют свою историческую ответственность за то решение, которое нам доверили разработать лидеры наших государств”, - говорит об этом вице-премьер РФ Алексей Оверчук.
В такие ответственные моменты истории политики должны предпринимать необходимые шаги во благо своего народа, даже если они не служат укреплению их власти и повышению рейтинга. А пока складывается впечатление, что Пашинян пытается обелить себя в глазах армян за поражение в 44-дневной войне. И это вместо того, чтобы информировать население о реальной ситуации и возможных последствиях принятия того или иного решения.