Не конкуренция, а альтернатива – в чем преимущества МТК "Север-Юг" перед Суэцким каналом
Инцидент с блокировкой Суэцкого канала из-за севшего на мель в 2021 году судно актуализировал вопрос иных возможных маршрутов. Что предлагает МТК "Север-Юг" в качестве альтернативы традиционному маршруту?
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 17 июн — Sputnik. Международный транспортный коридор "Север-Юг" получил особую популярность в последнее время из-за роста грузоперевозок по нему, а также вследствие реальных шагов, предпринятых российским правительством по расширению его пропускной способности и запуска на полную мощность.
При этом "Север-Юг" зачастую сравнивается с другой важной артерией международной грузоперевозки – Суэцким каналом.
Так, представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил накануне, что "Север-Юг" может в будущем составить сильнейшую конкуренцию Суэцкому каналу. Ранее с аналогичным заявлением выступил и премьер-министр РФ Михаил Мишустин на встрече с азербайджанским коллегой Али Асадовым в Сочи.
Суэцкий канал – транспортная артерия с "тромбами"
Отправители груза начали с сомнением рассматривать маршруты через Суэцкий канал после инцидента с мега-контейнеровозом Ever Given, который сел на мель в канале в марте 2021 года и почти на неделю заблокировал проход по нему.
Из-за блокировки главной транспортной линии мировая торговля теряла около $400 млн в час, а глобальная цепочка поставок, которая только восстанавливалась после пандемии коронавируса, вновь была подорвана.
Периодически в Суэцком канале "застревали" и другие грузовозы – в последний раз на мель село грузовое судно MV Glory, однако его удалось снять с мели в тот же день при помощи трех буксиров. Однако это вовсе не гарантирует, что однажды еще один крупный контейнеровоз не заблокирует канал на неопределенный срок, доставив глобальной экономике очередную головную боль с многомиллиардными потерями.
Грузоперевозчики опасаются данного маршрута еще и потому, что после снятия с мели Ever Given был конфискован властями Египта, которые потребовали от владельцев судна $900 млн в качестве вознаграждения за буксировку.
Чем "Север-Юг" лучше?
Необходимо отметить, что МТК "Север-Юг", в отличие от Суэцкого канала, предлагает грузоотправителям три разные ветви транспортировки товаров – западную, через территорию Азербайджана посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, Транскаспийскую – через морские порты РФ и Ирана, а также восточную – сухопутный маршрут через территорию Казахстана и Туркменистана.
Главным преимуществом МТК "Север-Юг" перед Суэцким каналом же является скорость достижения грузов конечной дистанции. Так, скорость движения грузов из Европы в Индию по "Север-Юг" в два раза превосходит скорость прохождения по каналу. Соответственно, и затраты на поставки грузов по МТК значительно ниже.
Так, срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэц, составляет от 30 до 45 дней. При этом срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту "Север–Юг" может варьироваться от 15 до 24 дней.
Доставка же грузов по восточной ветви коридора, проходящей через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок доставки до 15–18 дней. А после ввода в эксплуатацию железнодорожного участка Астара–Решт на территории Ирана время доставки грузов по МТК дополнительно сократится.
Стоит учесть, что сокращение срока доставки является критичным для целого ряда товаров, которые могут перевозиться по коридору.
Наряду с этим, МТК "Север-Юг" можно интегрировать с инициативой Восток-Запад", в частности, с проектом Транскаспийского маршрута, которые включает в себя ряд инфраструктурных транспортно-логистических проектов и несколько продовольственных и сырьевых хабов вдоль маршрута.
В результате интеграции МТК с меридианной инициативой "Восток-Запад" глобальная экономика получает взаимосвязанную и разветвленную сеть транспортно-логистических путей, по которым легче лавировать и перенаправлять грузы.
Конкуренция, от которого никто не потеряет
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что коридор "Север-Юг" и Суэцкий канал действительно будут конкурировать, как и многие другие маршруты, но от этой конкуренции никто не потеряет.
"Проблема в том, что Суэцкий канал перегружен уже давно, причем во многом потому, что в рамках него осуществляются многие перевозки, которые могли бы быть осуществлены в рамках Евразийского континента", – поделился мнением Колташов в беседе со Sputnik Азербайджан.
По словам экономиста, МТК "Север-Юг" должен будет создать такой маршрут, который обеспечит большой поток товаров именно трансконтинентальным образом – с севера на юг и с юга на север.
"Поэтому наличие конкуренции не будет означать, что кто-то что-то потеряет. Суэцкий канал слишком узкое транспортная артерия для современного потока грузов", – предполагает он.
Раскрутка МТК "Север-Юг"
По мнению научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, смысл всех заявлений по поводу конкуренции "Север-Юг" и Суэцкого канала состоит в информационной кампании раскрутки темы МТК.
"Об экономической конкуренции Суэцкому каналу можно будет говорить, когда МТК "Север-Юг" достигнет грузооборота свыше 100 млн тонн в год. И то, с определенной натяжкой, так как через Суэцкий уже проходит свыше 1 млрд тонн грузов в год, в частности в 2021-2022 годах дошло до 1,32 млрд тонн в год – с выручкой канала в $7 млрд", – рассказал Караваев Sputnik Азербайджан.
При этом, как считает экономист, глобальным проект МТК "Север-Юг" станет нескоро, и важнейший фактор при этом – снятие санкций на логистику и транспортно-складские операции между ЕС и РФ.
"Другое дело, что для стран центральной Евразии, Южной Азии, Ближнего востока, "Север-Юг" может стать важнейшим элементом экономической интеграции. Особенно это касается меридианной линии от стран Каспия до арабских государств Персидского залива, Пакистана и Индии", – резюмировал эксперт.