БАКУ, 6 июн — Sputnik. Поправки в закон "О государственном бюджете Азербайджана на 2023 год" обсуждались во вторник, 6 июня, на заседании Милли Меджлиса (парламента).
Председатель парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Таир Миркишили заявил, что в законе "О бюджетной системе" указано, что важным условием составления и исполнения госбюджета, а также его пересмотра является обеспечение баланса между доходами и расходами госбюджета. Он также напомнил, что закон определяет случаи пересмотра основного финансового документа страны.
Какие факторы определяют пересмотр государственного бюджета?
В течение 2023 года предпринятые необходимые меры по укреплению обороноспособности и безопасности страны, реализации "I Государственной программы "Большое возвращение" на освобожденные от оккупации территории Азербайджанской Республики", внедрению нового подхода к управлению государственным долгом сформировали потребность в дополнительном финансировании из госбюджета. На заседании было отмечено, что возникла необходимость его пересмотра для возможности финансирования возникших потребностей за счет дополнительных доходов госбюджета от нефтегазовой и ненефтяной отраслей, а также существующих резервов.
Цена на нефть в бюджете увеличивается
Председатель комитета сообщил, что, согласно уточненным макроэкономическим прогнозам, средняя экспортная цена одного барреля нефти на оставшуюся часть года в соответствии с базовым сценарием составляет $60.
Минфин подробно проинформировал о бюджете
Затем министр финансов Самир Шарифов подробно проинформировал о предлагаемых изменениях в госбюджет на 2023 год. Он указал, что президент Ильхам Алиев в связи с пересмотром госбюджета на текущий год поставил задачу создать дополнительную финансовую поддержку вопросам укрепления обороноспособности и безопасности страны, реализации госпрограммы "Большое возвращение", а также нового подхода к управлению государственным долгом.
Министр отметил, что законопроект об изменениях в государственный бюджет на 2023 год составлен с целью обеспечения финансового покрытия дополнительных расходов в текущем году, не наносящего при этом ущерба текущей и среднесрочной макроэкономической и фискальной стабильности, а также росту активов Государственного нефтяного фонда в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры.
Для укрепления обороноспособности страны требуются дополнительные средства
Согласно документу, особое значение имеет создание необходимой финансовой поддержки для реализации дополнительных мероприятий и проектов по обеспечению и защите неприкосновенности границ страны, модернизации военного арсенала и материально-технического обеспечения армии. С учетом этого на укрепление обороноспособности и безопасности страны требуется дополнительно 1,105 млрд манатов.
В госбюджете текущего года на реконструкцию и восстановление территорий, освобожденных от оккупации, предусмотрено 3 млрд манатов. Для реализации задач, поставленных I Государственной программой "Большое возвращение", необходимо привлечь дополнительные средства в размере 2,26 млрд манатов.
Отмечалось, что расходы, связанные с международными отношениями и другой международной деятельностью, включая оказание финансовой помощи иностранным государствам, вступление в силу новых правил относительно обеспечения и оплаты труда сотрудников дипломатических представительств и консульств Азербайджана за рубежом, открытие посольств и дипломатических представительств в некоторых зарубежных странах, выполнение принятых страной обязательств в соответствии с концепцией ООН по изменению климата и выполнение ряда других задач, требуют создания дополнительного финансового обеспечения в размере 795,9 млн. манатов.
Доходы и расходы бюджета увеличиваются
Министр финансов отметил, что, согласно основным параметрам уточненного государственного бюджета на 2023 год, его доходы, утвержденные в размере 30,774 млрд манатов, увеличиваются на 3,005 млрд манатов, или на 9,8%, и составят 33,779 млрд манатов. Утвержденные расходы государственного бюджета в размере 33,353 млрд манатов будут увеличены на 3,215 млрд манатов, или на 9,6%, и составят 36,568 млрд манатов. Дефицит государственного бюджета, утвержденный в размере 2,579 млрд манатов, будет увеличен на 210 млн манатов, или на 8,1%, и составит 2,789 млрд манатов.
На нефтяной сектор приходится 52,5% доходов госбюджета
Было отмечено, что 52,5%, или 17,74 млрд манатов доходов государственного бюджета приходится на нефтяной сектор, а 47,5%, или 16,04 млрд манатов, – на ненефтяной.
Планируемые доходы в госбюджет: 14,93 млрд манатов поступят по линии Государственной налоговой службы, 5,73 млрд манатов – Государственного таможенного комитета, 11,74 млрд манатов – трансферт из Государственного нефтяного фонда, 801 млн манатов – внебюджетные доходы бюджетных организаций, прочие доходы – 580,8 млн манатов.
На текущие расходы будет направлено 60,3% общих расходов
Было отмечено, что 60,3% от общей суммы расходов, или 22,04 млрд манатов включены в структуру текущих расходов уточненного государственного бюджета на 2023 год. При этом 36,5% от общей суммы расходов, или 13,35 млрд манатов приходится на капитальные расходы, 3,2%, или 1,18 млрд манатов будут направлены на обслуживание госдолга.
Дефицит государственного бюджета растет
Было отмечено, что дефицит уточненного государственного бюджета на 2023 год увеличился на 210 млн манатов и достиг 2,79 млрд манатов. Отношение дефицита к ожидаемому ВВП на конец текущего года составит 2,5%.
Прогноз доходов сводного бюджета – 42,949 млрд манатов
Доходы уточненного сводного бюджета на 2023 год прогнозируются в размере 42,95 млрд манатов, что на 9,92 млрд манатов, или на 30% больше ранее утвержденного показателя. Расходы сводного бюджета прогнозируются на уровне 41,21 млрд манатов, что на 3,24 млрд манатов, или на 8,5%, больше ранее утвержденного показателя. Было отмечено, что несмотря на то, что сводный бюджет прогнозировался с дефицитом в 4,94 млрд манатов, за счет дополнительных поступлений в размере 6,68 млрд манатов будет создан профицит в размере 1,73 млрд манатов.
Отметим, что в целом дополнительные расходы предполагается использовать по следующим основным направлениям:
2,26 млрд манатов – на увеличение расходов, связанных с ускорением строительных, восстановительных и реконструкционных работ, проводимых на освобожденных от оккупации территориях АР в Карабахе и Восточном Зангезуре. После увеличения сумма составит 5,26 млрд манатов;
1,105 млрд манатов – на дальнейшее повышение обороноспособности страны и укрепление национальной безопасности, в том числе 1 млрд манатов – расходы на специальные проекты и мероприятия в сфере обороны. После повышения указанные расходы составят 3, 7 млрд манатов;
973,4 млн манатов – прочие необходимые расходы.
Поправки в закон "О государственном бюджете Азербайджана на 2023 год" были приняты заседании ММ в первом чтении.