БАКУ, 6 июн — Sputnik. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган огласил состав нового правительства: из прежнего состава свои посты сохранили только министры здравоохранения и культуры. Означает ли это кардинальное изменение курса правительства или глава государства проводит плановую ротацию?
Ответ на этот вопрос интересен всем, кому небезразлична дальнейшая судьба взаимоотношений в регионе, да и в мире в целом, ведь роль Турции в системе международных отношений растет. За последние 20 лет она превратилась из заурядной региональной страны во влиятельного актора мирового уровня.
Частично на него ответили сам Эрдоган, который пообещал в течение своего нового президентского срока работать “изо всех сил, чтобы защитить славу и честь Турецкой Республики, повысить ее престиж и прославить ее имя во всем мире”.
А новоназначенный вице-президент Турции Джевдет Йылмаз высказался куда более конкретно.
"Мы продолжим идти по пути развития инвестиций, занятости, производства и экспорта. Мы будем работать над тем, чтобы текущий дефицит перестал быть проблемой. Мы также уделим особое внимание борьбе с инфляцией. Среди других приоритетов - восстановление провинций, пострадавших от февральских землетрясений", - заявил Йылмаз.
Основные векторы внутренней и внешней политики
Ни для кого не секрет, что успешная внешняя политика во многом зависит от ситуации внутри страны и наоборот. Да и взаимосвязь экономической и политической системы также является истиной, не требующей доказательств. В этом плане возвращение на пост министра финансов и казначейства влиятельного в стране банкира Мехмета Шимшека представляет особый интерес.
Проработавший в правительстве Эрдогана 11 лет, Шимшек оставил должность вице-премьера в знак протеста против вмешательства президента в дела Центрального банка. На протяжении последних четырех с лишним лет он критиковал экономическую политику правительства.
Ведь несмотря на то, что за это время в Турции сменились четыре руководителя главного финансового регулятора, выправить ситуацию не удалось - страна погрузилась в полосу обвального снижения стоимости турецкой лиры. Согласно подсчетам Bloomberg, для удержания курса национальной валюты ЦБ страны активно проводил валютные интервенции, на которые ушло порядка $200 млрд, но они так и не стабилизировали ситуацию. Финансовое положение Турции усугубилось в результате разрушительного землетрясения, которое произошло в феврале 2023 года и нанесло ущерб в размере около $84,3 млрд.
Сложившаяся ситуация истощает валютные запасы Турции, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на благосостоянии граждан и на экономическом положении в целом. И это несмотря на то, что нынешняя ситуация с инфляцией считается выгодной для экспортно ориентированного бизнеса, который может брать и возвращать кредиты в лирах, а продавать товары за валюту.
По мнению специалистов, назначение Шимшека связано с тем, что Эрдоган с пониманием относится к критической ситуации в экономике. И в данном случае обе стороны переступают “через себя” во имя общенациональных интересов. Эрдоган надеется, что Шимшек сумеет стабилизировать ситуацию в финансовой сфере, а тот намерен использовать свой шанс послужить отечеству.
Внимание специалистов привлекло и назначение помощника и представителя президента Ибрагима Калына руководителем внешней разведки, начальника генштаба Яшара Гюлера - министром обороны, а главы Национальной разведывательной организации (MIT) Хакана Фидана - министром иностранных дел. При этом не стоит забывать, что все трое по роду своей деятельности напрямую были задействованы в тех сферах, руководить которыми их назначили.
В данной связи обсуждать их компетентность неуместно, так как все они профессиональные политики, хорошо информированные о состоянии дел во вверенных им областях. Основное направление дискуссий вокруг этих назначений связано лишь с возможными стратегическими изменениями, планируемыми руководством страны.
Как изменится стратегический курс Турции во внутренней и внешней политике
Психологический портрет Эрдогана дает основание назвать его последовательным политиком, способным просчитать ситуацию на несколько ходов вперед. Импульсивные высказывания, типа one minute, адресованное Шимону Пересу в 2009 году, остались позади. На протяжении последних лет он последовательно проводит в жизнь политику по укреплению международного престижа Турции. Резких изменений в этой стратегии фактически не наблюдалось.
Исходя из этого можно предположить, что основная политическая линия не претерпит серьезных изменений. В международной политике и вопросах безопасности будет обеспечена преемственность, которая может стать показателем стратегической стабильности Турции. То же самое можно сказать и в отношении борьбы с терроризмом и развитии вооруженных сил. В обоих случаях руководить этими направлениями будут кадры, вплотную занимавшиеся этими вопросами и ранее.
В свете новых назначений также можно предположить, что восточному вектору в политике будет уделено особое внимание. В этом контексте основными направлениями, скорее всего, будут разрешение конфликта в Сирии, возвращение сирийских беженцев на родину, продолжение сотрудничества с Россией и Китаем и одновременно с этим ответственное участие в НАТО.
В данной связи можно предположить, что курс на общее развитие Турции будет продолжен. Причем данная политика будет претворяться в жизнь на основе долгосрочной стратегии, которая предполагает подготовку кадров и обеспечение преемственности в различных отраслях.
В качестве примера можно привести назначение министром промышленности и технологий Мехмета Фатих Кадыра, который до этого был заместителем главы этого ведомства. За время своей деятельности он добился серьезных результатов.
В частности, Кадыр руководил работой над национальной космической программой, промышленно-технологической стратегией 2023 года, национальной стратегией по развитию искусственного интеллекта, национальной стратегией технологического предпринимательства, мобильными технологиями и многими другими направлениями.
Из всего вышесказанного следует, что в настоящее время Эрдоган пытается выстроить основные направления стратегического развития Турции на многие годы вперед.
Большинство новоназначенных управленцев являются профессионалами в своих сферах. Если к ним добавить бывших министров, которые обеспечены или будут обеспечены достойной работой, где они могут быть полезны стране, одновременно являясь стратегическим кадровым фондом, то налицо долгосрочная программа развития.