Новости

Как оценивать учителей в Азербайджане - эксперты разошлись во мнениях

Одни специалисты предлагают освободить учителей в Азербайджане от повторного тестирования на профпригодность, другие, наоборот, ввести дополнительную проверку.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 5 июн — Sputnik. Депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Вугар Байрамов предложил сократить количество экзаменов в рамках сертификации учителей и применить в этом вопросе дифференцированный подход.
По его словам, согласно действующему законодательству, преподаватель за период свой профессиональной деятельности должен пройти обязательную сертификацию три раза. Однако срок действия полученного сертификата должен быть дифференцированно адаптирован к ее результатам.

"Важно поощрять учителей. Например, педагоги, набравшие 80% баллов и более могут проходить повторную сертификацию не через пять лет, а по истечении более длительного периода. А если учитель в ходе первых двух аттестаций набирает 80% баллов и более, то участие в третьей может быть не обязательным", - отметил парламентарий.

Не освобождать, а перепроверять

Независимый эксперт в области образования и педагог Кямран Асадов считает предложение депутата нерациональным. Более того, по его мнению, коллеги по цеху нуждаются в дополнительной проверке.
Асадов напомнил, что в 4 432 общеобразовательных учебных заведениях Азербайджана трудится порядка 150 тыс. педагогов. Впервые в стране профессиональные качества учителей начали проверять в 2009 году, в ходе экзамена MIG. Позже, в 2014-2018 годах, Минобразования привлекло всех преподавателей к диагностическому оцениванию по своей специальности.
А уже с 2022 года Министерство науки и образования дало старт новому процессу - сертификации учителей. В отличие от оценивания, теперь учителей проверяют не только на владение своим предметом, но также оцениваются общие педагогические навыки и уровень психологической подготовки.

"Я считаю, что нет необходимости в освобождении педагогов с высокими показателями от третьей проверки. Вообще неверно оценивать педагога только по тому, как он владеет своим предметом. Может быть, человек хорошо вызубрил ответы и сдал экзамен, но нет информации о том, как человек преподает свой предмет", - сказал Асадов.

По его мнению, министерству стоит проанализировать, какие результаты показывают учащиеся - выпускники педагогов, набравших высокие результаты в ходе сертификации, и есть ли вообще какая-либо информация по данному вопросу. Сертификация важна, считает эксперт, и тот, кто прошел ее дважды, сможет сделать и в третий раз. Тем более что учителей тестируют по своему предмету, который они преподают из года в год. При этом 16-летние подростки, напомнил собеседник агентства, сдают выпускные экзамены по 5-6 предметам.
В то же время эксперт поддерживает предоставление высококвалифицированным педагогам статуса государственных служащих и ряда привилегий, в том числе освобождение от оплаты коммунальных услуг.

Сертификация педагогов в 2023 году

Ранее министр науки и образования Эмин Амруллаев заявил на брифинге, что в текущем году сертификацию должны будут пройти около 17 тыс. воспитателей детских садов и 33 тыс. педагогов общеобразовательных учреждений.
По его словам, среди есть и те, кто не подтвердил свою квалификацию на прошлогоднем тестировании, их насчитывается 2 803 человека, в этом году они получат еще один шанс. Специально для них были созданы подготовительные центры. Однако если они не пройдут сертификацию и в этот раз, трудовые договоры с ними будут расторгнуты, подчеркнул Амруллаев.
При этом в министерстве настроены оптимистично в вопросе сертификации. В ведомстве ожидают, отметил министр, что хорошие результаты на тестировании покажут 85% преподавателей, что обеспечит им повышение зарплаты на 10-35%.