Посредники делают все возможное: слово за руководством Азербайджана и Армении

В Москве прошла трехсторонняя встреча лидеров Азербайджана, России и Армении, стороны договорились о продолжении процесса разблокировки транспортных коммуникаций в регионе.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 26 мая — Sputnik. Очередной раунд переговоров по мирному соглашению между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном при участии президента России Владимира Путина состоялся в Москве. Как и предполагалось, основной упор на встрече был сделан на развитии экономических связей и разблокировании транспортных коммуникаций в регионе. Главы государств договорились о новой встрече через неделю на уровне вице-премьеров – они обсудят еще не согласованные нюансы.
Накануне переговоров эксперты задавались вопросом о позиции Москвы в мирных переговорах между Баку и Ереваном на данном этапе. Интерес подогревался тем, что встрече предшествовали долгие переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтоне, а также саммит лидеров государств в Брюсселе. Переговоры в российской столице однозначно подтвердили прагматичный подход Кремля к вопросу скорейшей нормализации азербайджано-армянских отношений и достижения устойчивого мира на Южном Кавказе. Хотя начиналось все достаточно драматично.

Основные нюансы Московской встречи

На саммите ЕАЭС главы Азербайджана и Армении обменялись резкими репликами. Сначала Пашинян увидел "территориальные претензии" в словах Алиева о "Зангезурском коридоре". В ответ Алиев указал, что "нужно очень постараться", чтобы в его словах найти намек на территориальные претензии. По его словам, разговор идет об инициированном Азербайджаном проекте, что является его неотъемлемым правом.

"Что касается слова "коридор", которое я использовал, то точно так же я использовал [его] применительно к коридору Север-Юг, точно так же это слово используется и применительно к коридору Восток-Запад. Название "коридор" никоим образом не является посягательством на чью-то территорию. Это международный термин и знакомые с международной терминологией прекрасно это понимают", – подчеркнул Алиев.

Длившуюся несколько минут полемику в итоге преврал российский президент. Он обратил внимание, что хотя терминология тоже важна, но все же самое главное – это то, что стороны признают территориальную целостность друг друга. Это позволяет надеяться на основательное продвижение в деле подготовки и подписания мирного договора. Детали Путин предложил обсудить на трехсторонней встрече, запланированной после саммита ЕАЭС.
Сама трехсторонняя встреча оказалась на удивление короткой. Стороны не приняли совместное заявление, чего ожидали эксперты. Однако была достигнута договоренность об очередной встрече заместителей глав правительств для уточнения данных по вопросу открытия транспортных коммуникаций в регионе. Переговоры планируется провести через неделю в Москве.
Согласно заявлению российского вице-премьера Алексея Оверчука, "стороны одинаково понимают, как должно идти разблокирование", и на данном этапе обсуждаются технические детали. Он уточнил, что в данном случае речь идет о порядке пересечения границы между Азербайджаном и Арменией, как будет осуществляться пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Москва подтвердила свою приверженность основным принципам мирного урегулирования

Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией ведется на различных международных площадках с участием нескольких посредников. Вашингтон, Брюссель и Москва предлагают свои услуги медиаторов. При этом наблюдается определенная разница в подходе к вопросам мирного урегулирования. Если Вашингтон и Брюссель однозначно стремятся добиться быстрого подписания договора между Баку и Ереваном, то Москва больше уделяет внимание тому, чтобы добиться реально долгосрочного мирного соглашения.
Данное отношение сторон подтверждают следующие нюансы переговорного процесса. Вспоминая саммит в США, следует обратить внимание, что стороны договаривались на протяжении нескольких дней. Складывалось мнение, что руководство США настаивает на достижении существенного прогресса за короткое время. Участники той встречи позитивно оценили результаты переговоров и уже через несколько дней в Брюсселе лидеры заявили (во второй раз на протяжении общего процесса переговоров) о взаимном признании территориальной целостности. Разница заключалась лишь в том, что на этот раз было четко прописано видение сторон на вопрос межгосударственной границы.
Можно ли считать данный факт прогрессом в мирном процессе между Азербайджаном и Арменией? Конечно же, да. Но этого явно недостаточно для установления прочного мира, который предполагает совместное проживание, контактирование и терпимое отношение друг к другу. Для укрепления достигнутых политических результатов необходимо продвигать совместные экономические интересы. В данном контексте может быть рассмотрен проект разблокирования региональных транспортных коммуникаций с последующей разработкой совместных экономических проектов, что и предлагает Москва.

Не упомянутые нюансы вопроса мирного сосуществования

История показывает, что основные конфликты между государствами зачастую возникают за право обладания определенными территориями или экономическими ресурсами. Говоря о противостоянии Азербайджана и Армении, стоит напомнить территориальные претензии последней, которые были явно озвучены еще в последние годы существования СССР. Не вдаваясь в подробности, отметим, что данный вопрос находит свое частичное решение после недавнего заявления сторон о признании территориальной целостности друг друга.
Экономические интересы вне территориальных споров касаются использования транспортных коммуникаций, которые оказались заблокированы сразу после начала горячей фазы конфликта. Москва всеми силами пытается реанимировать эту часть вопроса, чтобы сблизить интересы сторон в экономической сфере. Экономические интересы призваны стимулировать принятие политических решений.
Как видно из расклада, в обоих направлениях ведется интенсивная работа, которая уже дает свои положительные результаты. Но тут поднимается третья составляющая конфликта, которая может воспрепятстовать удачному ходу мирного процесса. Суть вопроса сводится к тому, чтобы правительства Азербайджана и Армении начали процесс подготовки населения к миру, а это предполагает отказ от разжигания ненависти друг к другу.
Сейчас возникла ситуация, когда население Азербайджана в основном положительно относится к развитию мирных процессов и не возражает против интеграции армянского населения Карабахской экономической зоны страны в азербайджанское общество. В Армении же, наоборот, реваншистские силы призывают к борьбе за отделение подконтрольной российским миротворцам территории Азербайджана с преимущественно армянским населением от Баку. На территории Армении создаются военизированные лагеря, где молодых людей готовят к военным операциям, им насаждается ненависть к государственным атрибутам Азербайджана. В качестве одного из последних примеров подобной враждебности можно привести открытие в Ереване памятника террористам, которые совершали преступления в отношении представителей соседних народов – турецкого и азербайджанского.
Сложилась ситуация, когда международные посредники в лице России, США и Евросоюза делают все от них зависящее для установления мира между Азербайджаном и Арменией. Благодаря их усилиям и воле руководителей Баку и Еревана удалось пройти достаточно долгий и сложный путь. Можно сказать, что уже "забрезжил свет в конце тоннеля".
Но остается препятствие, преодолеть которое не сможет помочь ни один "заморский дядя". Народы должны поверить друг другу. Создать такую обстановку смогут только представители населения и лидеры стран.
А что касается посредничества, то на следующей неделе вице-премьеры Азербайджана, России и Армении обсудят нюансы разблокирования транспортных коммуникаций. Предполагается, что после разблокировки контакты сторон на уровне граждан постепенно будут учащаться. И сторонам необходимо сделать все возможное, чтобы к тому периоду терпимость друг к другу смогла пересилить вражду и ненависть.