БАКУ, 24 мая — Sputnik. Процесс падения курса турецкой лиры к доллару и евро, который начался в ноябре 2021 года, продолжает получать импульс в виде политической неопределенности в Турции. Так, в последнее время турецкая нацвалюта переживает еще один период снижения стоимости – за прошедшие 10 дней она подешевела к доллару на 1,28%.
Исторический антирекорд был обновлен во вторник, 23 мая, когда за 1 доллар США давали 20,08 турецкой лиры, а за 1 евро - 22 турецкие лиры.
В целом нацвалюта Турции ослабла на 5% с начала года, потеряв за последние 15 лет почти 95% своей стоимости.
Угроза сохраняется
Очередное ослабление турецкой нацвалюты началось сразу после того, как стало известно, что исход президентских выборов в Турции решит второй тур, так как по итогам первого ни один из трех кандидатов не набрал достаточного количества голосов избирателей.
Усиление политической неопределенности способствовало большей уязвимости экономики Турции в целом и национальной валюты в частности. Так, на протяжении последних 10 дней курс турецкой лиры держится в районе двухмесячного минимума, а стоимость страхования долговых обязательств Турции резко возросла.
При этом аналитики предупреждают, что турецкая лира, возможно, будет слабеть и дальше. Американский банк JPMorgan прогнозирует, что курс турецкой нацвалюты может снизиться до 24-25TL/$1.
Аналитики Goldman Sachs же ожидают ослабления турецкой лиры на 50% в течение следующих 12 месяцев.
Напряженное ожидание
На фоне ослабления лиры ЦБ Турции 25 мая объявит о решении по процентным ставкам. С момента ускорения глобальной инфляции из-за пандемии коронавируса и ухудшения геополитической ситуации турецкий регулятор проводит отличную от других центробанков политику. Нетрадиционная монетарная политика ЦБ Турции, нацеленная на снижение учетных ставок, все это время сдерживала инфляцию в стране.
Экономические меры президента Реджепа Тайипа Эрдогана поддерживают идею дальнейшего снижения учетных ставок для поддержки дешевых кредитов. Кредитный бум, как ожидается, будет способствовать росту предложения товаров и услуг, что приведет к снижению темпов инфляции.
Аналитики ожидают, что турецкий Центробанк не пойдет на авантюру на своем заседании в четверг, которое состоится перед вторым туром выборов, и сохранит учетную ставку неизменной - на уровне 8,5%.
С другой стороны, золотовалютные резервы ЦБ Турции резко сократились: если на 5 мая они составляли $68,4 млрд, то всего за одну неделю снизились на $8 млрд - до $60,8 млрд.
Несмотря на уверенность в том, что регулятор не пойдет на снижение или повышение учетной ставки, эксперты задаются вопросом: как изменится политика ЦБ Турции после выборов?
Эта тема может стать актуальной, если президентом будет избран оппозиционер Кемаль Кылычдароглу, который призывает повышать ставки, как это делают западные центробанки.
Сложившаяся нестабильная ситуация вкупе с дефицитом платежного баланса и растущим спросом на инвалюту приводит к дополнительному давлению на турецкую лиру.
Низкая ставка успешно борется с инфляцией
В то же время в Турции у политики сохранения мягкой монетарной политики, направленной на снижение учетной ставки, все больше сторонников. Так, в результате политики Центробанка годовая инфляция в стране по итогам апреля составила 43,7% против 50,5% в марте. Регулятор заверяет общественность, что при продолжении мягкой монетарной политики к концу года инфляция снизится почти до 22%.
Успешность такой политики отмечают и эксперты. В докладе Росконгресса, в частности, говорится, что мягкая монетарная политика Центробанка Турции принесла пользу экономике страны – за последний год объем выданных потребительских кредитов увеличился в полтора с лишним раза. Кредитный бум, поддерживаемый ЦБ, приносит результаты, так как темпы роста турецкой экономики остаются высокими.
Кроме того, чтобы снизить спрос на иностранную валюту среди граждан, турецкий регулятор разрешил банкам продавать физлицам золотые слитки. При этом в Турции уже почти два года действует схема защищенных депозитов – специальные счета в лирах дополнительно застрахованы Минфином от скачков курса. Хотя данная программа и "съедает" 8,5% расходов госбюджета, в результате в банках Турции значительно выросли депозиты в национальной валюте.