БАКУ, 23 мая — Sputnik. Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), заключенный в 1990 и обновленный в 1999 году, изначально оказался мертворожденным. Сразу же после подписания независимые эксперты назвали его крупной уступкой Западу со стороны Советского Союза.
Документ предусматривал ограничения на развертывание в Европе тяжелой военной техники, по показателям которых СССР существенно превосходил НАТО. ДОВСЕ не распространялся на военно-морские силы, стратегическую авиацию и географию базирования тактической и армейской авиации. Не учитывалось ядерное оружие, не принимались в расчет новые формы и способы ведения стратегических операций. По сути, договор был разработан таким образом, что его положения никак не влияли на военные возможности главной силы НАТО, каковыми являются США. Наряду с этим, страны альянса получали серьезные рычаги контроля по вопросу размещения российских военных объектов на указанных направлениях.
Серьезный удар по сохранению баланса сил в Европе нанес развал Организации варшавского договора, силы которого учитывались при подписании первого варианта договора, а вступление ряда его бывших стран-участниц в НАТО еще больше усугубило ситуацию. Новые реалии предусматривали разделение между ними выделенной на Варшавский договор квоты. Таким образом урезался военный потенциал СССР на флангах и на западном направлении. Вскоре последовал развал Союза, квота которого также была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 года в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тысяч танков, 11,5 тысяч бронемашин, 6,4 тысяч артиллерийских систем, 3,5 тысячи самолетов и 890 вертолетов. На тот момент общая квота НАТО составляла 19 096 танков, 31 787 бронемашин, 19 529 артиллерийских систем, 7 273 самолета и 2 282 вертолета. И не надо быть военным экспертом, чтобы заметить дисбаланс, возникший между сторонами.
Новые реалии, требующие документального обоснования
Принципиально новым моментом подписанного в 1999 году обновленного варианта ДОВСЕ стала трансформация зонально-групповой основы договора в систему национальных и территориальных уровней для каждого государства-участника. В новом договоре интересам России было уделено относительно больше внимания. Новая система устанавливала потолки для размещения наземных вооружений, подпадающих под действие договора, ограничивала возможности их перегруппировок между государствами, снижала возможности создания ударных группировок для проведения крупномасштабных наступательных операций. В случае реализации, предусмотренные Договором меры значительно укрепили бы стабильность в Европе. Даже "чрезвычайное временное развертывание" сопровождалось, согласно документу, дополнительными мерами по контролю и не должно было вести к дестабилизации обстановки.
Кроме того, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов альянса на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию. Были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.
Россия в свою очередь взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдовы. Эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.
Сразу после подписания, Россия выполняла требования, предусмотренные соглашением, фактически в одностороннем порядке. Более того, в РФ даже учитывали необоснованные претензии западной коалиции ради достижения взаимного согласия на установление долгосрочного и стабильного мира в Европе. Но дождаться адекватных ответных шагов от западных стран было не суждено. Мало того, что Запад ставил определенные предусловия, ни одна из этих стран так и не ратифицировала подписанное 19 ноября 1999 года Соглашением об адаптации ДОВСЕ.
Плюс ко всему, в начале 2000-х годов США объявили о планах по размещению военных баз на территории Болгарии и Румынии, что в корне противоречило основным положениям подписанного документа. В Вашингтоне утверждали, что эти базы будут временными, а не постоянными, и условия ДОВСЕ это позволяют. Американцы выражали "искреннее" недоумение, когда Россия резко отреагировала на эти недружественные планы.
При этом на Западе мастерски обходили тот момент, что безопасность не может быть временной или краткосрочной. Она или есть, или ее нет. В случае с размещением военных баз вблизи территории России возник реальный вызов безопасности страны, на который Москва должна была ответить. Но любой ответ подразумевал нарушение требований Соглашения об адаптации.
Именно этим и было обусловлено то, что Россия в одностороннем порядке приостановила свое участие в ДОВСЕ в 2007 году. Сделала это прямо и честно, без всяких политических и дипломатических уловок, которые наблюдались в действиях западных стран с подписания и ратификации Договора. На это последовала ожидаемо резкая реакция Запада. При этом ни один из западных политиков и аналитиков не говорил о том, что Москва добросовестно предупредила их о приостановке действия Договора, а не стала "ретушировать" нарушающие его требования действия пустым набор слов по примеру США. Да и вопрос о правомерности требований не ратифицировавших договор западных стран также "дипломатично" опускался.
Денонсация ДОВСЕ: Игры в безопасность закончились
Долгие годы Россия пыталась договориться с Западом о выработке норм общей безопасности на Европейском континенте. Москва настаивала на определении принципов, обязательных для всех участников международных отношений. В сфере международной безопасности не должно быть "серых зон", которыми могут воспользоваться нечистоплотные акторы.
Практически на всех этапах переговоров, которые велись после развала СССР, Москва требовала от западных тогда еще партнеров внесения в документ положений о прибалтийских странах. Кремль пытался довести до сознания западных политиков простую истину, которая заключалась в том, что невозможно рассматривать безопасность России без учета военного потенциала соседей, границы с которыми находятся в 150-200 км от больших населенных пунктов страны, в том числе от второй столицы и крупного промышленного центра, каковым является Санкт-Петербург.
Наивно было бы предполагать, что западные аналитики не понимали этого, и лишь по простоте душевной пропускали эти предложения и пожелания "мимо ушей". Все сводилось к тому, чтобы постепенно как можно больше ослабить Россию.
Владимир Путин во всеуслышание заявил о проблемах безопасности в Европе и кризисе миропорядка в 2007 году в Мюнхене. Продолжение этой мысли нашло свое отражение в валдайской речи российского президента в 2014 году. Но Запад это не отрезвило. Там целенаправленно продолжили курс на ослабление России, которому следуют и сейчас. Такие действия вынудили Москву принять жесткие меры для усиления собственной безопасности.
Денонсация Договора об обычных вооруженных силах в Европе стала открытым сигналом для всех участников международных отношений о том, что в вопросах национальной безопасности Москва не намерена торговаться. Отныне предлагаются новые правила на международной арене. Кремль "срывает маски" со всех нечистоплотных подписантов ДОВСЕ и устанавливает новые правила игры, не допускающие лжи и двуличия.