Компании-перевозчики лишены субсидий: грозит ли владельцам автобусов в Баку банкротство
Предприниматели, занятые в сфере общественного транспорта, жалуются, что работают себе в убыток и уже не могут оплачивать долги.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 12 мая — Sputnik. Работающие в сфере пассажироперевозок в Баку компании задолжали миллионы манатов Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) за использованное горючее.
Независимый эксперт в области транспорта Эльмаддин Мурадлы объяснил Sputnik Азербайджан причину, по которой компании-перевозчик попросили правительство Азербайджана не лишать их субсидий, выдача которых была приостановлена с 1 февраля.
Горе-математики, или 10 меньше 20
Накануне перевозчики обратились с коллективным письмом к премьер-министру АР Али Асадову.
В нем выражено недовольство отменой субсидий на покупку дизеля для общественного транспорта сразу после того, как Тарифный совет (ТС) повысил на 10 гяпиков стоимость проезда в автобусах. Они напомнили, что в 2021-м цена на дизельное топливо выросла на 33% – до 80 гяпиков (+20 гяпиков). Отмена субсидий в такой ситуации привела к ухудшению экономического положения компаний, работающих в секторе общественного транспорта, повышению себестоимости перевозки пассажиров и снижению позитивных ожиданий компаний, указывается в заявлении.
"В Баку 81% услуг общественного транспорта оказывают частные перевозчики. Сообщаем, что, согласно данным финансовых отчетов, текущий тариф на проезд не покрывает затраты на обслуживание пассажирского транспорта. Следует отметить, что доля автобусов, работающих на дизельном топливе, в общественном транспорте города Баку значительно превышает число автобусов, работающих на газе", – говорится в коллективном обращении.
Кроме того, отметили его авторы, пандемия, которая продолжалась более трех лет, нанесла серьезный удар по компаниям-перевозчикам и сократила число пассажиров, что привело к существенному снижению доходов.
Компании заявляют, что также увеличились расходы на эксплуатацию автобусов. Все необходимые запчасти, масло, шины и так далее подорожали на 50%.
Частным перевозчикам грозит банкротство
Мурадлы уверен, что правительство должно продолжать субсидирование предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками в Баку. Как ЗАО "Бакинский метрополитен" и ЗАО "Азербайджанские авиалинии" получают субсидии, так и владельцы автопарков тоже должны пользоваться подобными привилегиями. В противном случае частные предприниматели обанкротятся, а правительству придется покупать новый транспорт за бюджетные средства.
"В то время как в Азербайджане всячески пытаются популяризировать общественный транспорт, чтобы ликвидировать пробки на дорогах и обеспечить безопасность дорожного движения, не совсем понятно такое отношение госструктур к сфере пассажирских перевозок. Каждый очередной шаг наносит новый удар по системе общественного транспорта, который и так пострадал во время пандемии COVID-19", – отметил эксперт.
По его словам, во время пандемии из-за частных локдаунов и перехода на удаленную работу из дома перевозчики практически остались без прибыли. Вдобавок, во время второй Карабахской войны транспортные компании направили свои автобусы для помощи на фронт, и часть из них пришла в негодность. Последним ударом стало повышение цен на горючее.
Мурадлы напомнил, что из госбюджета выделялись средства на поддержку частных перевозчиков. В последний раз было выделено 7 млн манатов, которые Бакинское транспортное агентство перечислило BakuBus. Более 20 перевозчиков осталось без средств. По его словам, именно по этой причине Бакинское транспортное агентство передали в подчинение Министерства цифрового развития и транспорта.
По вине БТА компания задолжала банку
Установленный ТС тариф на проезд в 40 гяпиков не покрывает расходов компаний, считает юрист транспортной компании ООО Azland Анар Ханмамедов.
Как заявил Sputnik Азербайджан Ханмамедов, себестоимость перевозки пассажира в Баку составляет минимум 60 гяпиков без учета зарплаты водителей, расходов на смазочное масло и замену колес.
Юрист отметил, что в настоящее время компания задолжала банку крупную сумму денег.
"По требованию Бакинского транспортного агентства мы приобрели 12 новых автобусов. Ежемесячно мы выплачиваем кредит в размере 100 тыс. манатов. Тариф в 40 гяпиков не покрывает все наши расходы, не говоря уже о закупке нового транспорта. Обращаемся в агентство, а там отвечают: мол, не можете работать, откажитесь от маршрута. А ведь мы вложили миллионы, как можно это все бросить и уйти?! Нужно учитывать интересы предпринимателей тоже. Кстати, в Турции правительство, опасаясь общественного недовольства, берет на себя часть расходов компаний-перевозчиков", – отметил Ханмамедов.
Правительству выгодно, чтобы частники оказывали услуги населению. Компании тоже заинтересованы в обслуживании пассажиров, но только если это будет приносить прибыль, подчеркнул юрист.