Новости

Выпускники Азербайджана как "слабое звено": кто виноват в их бедах - Миннауки или ГЭЦ?

Учащиеся жалуются на сложность экзаменационных вопросов, кроме того, они нередко обнаруживают ошибки в самих тестах.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 10 мая — Sputnik. В выпускных экзаменах на базе полного (11-летнего) среднего образования, проведенных 5 и 12 марта, приняли участие 103 тыс. учащихся, при этом ни один из них не ответил правильно на все вопросы.
Как известно, общеобразовательные школы в Азербайджане находятся в ведении Министерства науки и образования, а организацией экзаменов и проверкой их результатов занимается Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ).
Выпускники, оказавшиеся в роли "слабого звена" между этими двумя ведомствами, жалуются на сложность экзаменационных вопросов. Кроме того, они нередко обнаруживают ошибки в самих тестах.
Все это вызывает недовольство выпускников и их родителей.
В чем же коренится проблема и что нужно сделать для ее решения?
Эксперт в области образования Кямран Асадов сообщил Sputnik Азербайджан, что ГЭЦ проводит экзамены в соответствии со стандартами, утвержденными Кабинетом министров.

"Если кто-то из 103 тыс. человек, принявших участие в экзаменах 5 и 12 марта, правильно не ответил на вопросы, то тут дело не в самих заданиях. Напомню, в 2022 году выпускники 235-и школ страны не смоги поступить в вуз. Дело в том, что уровень преподавания в них очень низкий", - сказал Асадов.

Он отметил, что тестовые задания разрабатываются на основе материалов учебников, утвержденных государством и изданных Министерством науки и образования. Ведомство обязано дать учащимся общеобразовательных школ минимум знаний и навыков, которые позволили бы им успешно сдать экзамены.
"Но, к сожалению, за последние три года существенно снизилось качество образования в средних школах", - добавил он.

Учебники нужно упростить

Асадов отметил, что деятельность Министерства науки и образования вызывает справедливое недовольство в обществе.

"Учебники должны быть упрощены, а качество преподавания в средних школах - повышено. Для этого следует регулярно проводить мониторинги", - сказал он.

Другой эксперт в области образования Эльшан Гафаров отметил, что на протяжении многих лет высказывались различные предложения для решения проблем в сфере образования в Азербайджане, но, как говорится, воз и ныне там…

"Корень проблемы в том, что экзаменационные вопросы настолько сложные, что не соответствуют уровню знаний и умений выпускников, которые обучались только по школьной программе. Те, кто посещал репетиторов, хоть и с трудом, но справляются с экзаменационными заданиями", - сказал Гафаров.

Как решить проблему?

Эксперт отметил, что по крайней мере 95 из каждых 100 выпускников после окончания школы не могут пойти учиться по желаемой ими профессии. И совершенно очевидно, что такие молодые кадры не могут быть по настоящему полезны обществу и государству.

"Мы предлагаем лишить Министерство науки и образования полномочий по подготовке программ, учебников и тестовых материалов. Для того, чтобы образование было на должном уровне, можно создать соответствующий центр при Кабинете министров", - заявил Гафаров.

Помимо этого, по его словам, вопросы в экзаменационных тестах должны соответствовать реальным знаниями и умениям выпускников.
"ГЭЦ должен просто отвечать за техническую сторону проведения экзаменов", - сказал эксперт.