БАКУ, 8 мая — Sputnik. Южный Кавказ продолжает бурное развитие. Азербайджан уделяет особое внимание развитию транспортных коммуникаций, нефтегазовой сферы, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, приглашает зарубежных инвесторов для создания совместных проектов. Баку и Тбилиси сегодня активно сотрудничают в сфере логистики и туризма. А Армения...
С Арменией все оказывается не так просто. Ну, и как может быть все в стране, где, как говорится в одном известном мультфильме, "по закону джунглей, каждый сам за себя"?! Для пояснения ситуации начнем с конца.
В апреле нынешнего года в рамках политики возвеличивания пособников фашизма и терроризма вслед за открытием памятника Нжде, возведенный в 2016 году, в Ереване установили мемориал в "честь" террористов начала XX века, совершивших убийства целого ряда турецких и азербайджанских политических деятелей. И тут последовало то, чего Пашинян и его команда никак не ожидали. В ответ на открытие памятника Анкара закрыла для армянских самолетов свое воздушное пространство.
Это решение оказалось серьезным ударом для Армении, которая за годы независимости своими же действиями загнала себя в угол и никак не может самостоятельно из него выбраться. Напротив, из-за своих амбиций она все глубже погружается в хаос и нищету. А начиналось все с необоснованных претензий к соседям.
В начале 90-х годов прошлого столетия Ереван активно выдвигал территориальные претензии трем из четырех своих соседей. У Турции Армения требовала восточные провинции, у Грузии Джавахетию, у Азербайджана Карабах. Правда на военную интервенцию армяне решились только против Азербайджана. Оккупировали 20% территории и грозились продолжить экспансию. При этом с первых дней конфликта взяли в блокаду Нахчыван, в ответ на что Баку также перекрыл все дороги, ведущие в Армению через Азербайджан. К этой акции подключилась и Турция. И вот сейчас, в ситуации, когда соседи были готовы снять блокаду, и даже Турция уже пошла на некоторые послабления, Ереван совершил очередную провокацию.
Идеологическая подоплека вопроса
Анализ ситуации показывает, что проблемы Армении кроются в идеологической парадигме, которая не меняется, даже несмотря на смену власти в стране. Данная модель основывается на постулате исключительности армянской нации под названием "цехокранизм". Разработал ее в начале ХХ столетия гитлеровский пособник Гарегин Нжде, который был осужден за преступления на территории Польши и Советского Союза.
На открытии памятника Нжде в Ереване, установленного в период после захвата азербайджанских земель, присутствовало руководство страны. Но это был только первый шаг на пути возвеличивания фашистов и террористов. И несмотря на смену правительства, эта тенденция продолжилась.
В апреле же этого года в Ереване возвели вышеупомянутый памятник террористам "Немезис". После этого Пашинян и его окружение попали в трагикомичную ситуацию, которая напоминает сцену с попыткой барона Мюнхаузена "вытянуть себя из болота за волосы", с той лишь разницей, что руководство Армении при этом еще больше "погружается в трясину".
Последствия установки памятников преступникам
Начнем с того, что "пробный шар" на эту тему в Армении запустили во время футбольного матча со сборной Турции, когда плакат с надписью "Немезис" продержали на трибуне на протяжении всего матча. Продолжилось "представление" сожжением азербайджанского флага на церемонии открытия чемпионата Европы по тяжелой атлетике в Ереване. В обоих случаях это делалось при полном попустительстве, если не сказать поддержке, государственных органов.
В итоге, привыкшее к тому, что им все сходит с рук, армянское руководство организовало помпезное открытие памятника "Немезис", хотя в данном случае высшие его представители предпочли на церемонии все-таки не присутствовать. Это больше напомнило поведение страуса при опасности, чем деятельность государственных мужей. При этом резкий отпор со стороны Турции и Азербайджана не заставил себя долго ждать, после чего руководство Армении явно пожалело о содеянном, во всяком случае, на словах.
Первым отреагировал премьер-министр Никол Пашинян. Но вместо того, чтобы поставить точки на i, он по привычке стал говорить на философские темы, что повлекло за собой бурное обсуждение его компетентности в качестве руководителя. Напомнив, что идея установки памятника участникам операции "Немезис" обсуждалась в конце 2020 г. - начале 2021 г., премьер указал, что если бы власти чинили препятствия, то их обвинили бы в предательстве. При этом Пашинян призвал найти ответ на самый большой по его разумению вопрос: в чем реально заключается национальное и государственное предательство?
Еще дальше в философские рассуждения ударился председатель Национального собрания Армении Ален Симонян, который на брифинге в Анкаре заявил, что установление мемориала "Немезис" не выражает официальную политику государства.
Вот уж где к месту будет сказать, что в нынешнем руководстве Армении "правая рука не ведает, что делает левая". Если Пашинян в своем выступлении фактически признает, что с их ведома и официального согласия были начаты работы по установке памятника, то Симонян выступает с заявлением, которое, мягко сказать, вызывает недоумение у международного политсообщества. Ведь с его слов получается, что такое ответственное решение, которое может повлиять на политическую ситуацию в Армении и на отношения с соседями, принимается без согласования с официальным руководством страны.
В таком случае вывод напрашивается сам собой: либо Арменией руководят несведущие политики, которые не видят ничего дальше своего носа, либо страна просто неуправляема, и решения принимаются без участия официальных руководителей страны.
Выводы по умолчанию...