Quo vadis: авторы "цветных революций" нацелились на Турцию
Независимая политика, проводимая руководством Турции в последние годы, раздражает многие международные силы. Именно этим объясняются попытки вмешательства в процесс выборов.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 4 мая — Sputnik. Одна из зарубежных стран предпринимает попытку вмешательства в электоральный процесс в Турции. Заявивший об этом глава МВД Турции Сулейман Сойлу не стал называть конкретную страну.
"Имеется кассета с записью... Речь идет о встрече одного человека, который сейчас выступает с большим количеством заявлений, с послом одной заинтересованной страны. За 4 месяца до этого прибывший в Турцию министр внутренних дел в ходе личной встречи со своим послом рассказал ему, какие шаги нужно предпринять, чтобы устроить беспорядок", – рассказал министр.
Данная информация не только поставила вопрос о том, что это за страна, но и породила новые аналитические выкладки по поводу итогов предстоящих выборов.
Ситуация в Турции и шаги руководства по укреплению безопасности
В настоящее время Турция интенсивно развивается практически во всех сферах. По утверждению руководства страны, которое за время своего почти двадцатипятилетнего правления сумело добиться положительных показателей, такой ход событий не устраивает внешние силы, которые ранее могли манипулировать республикой.
Современная политика Анкары отличается независимостью и выстраивается исключительно на основе собственных интересов. Турция сотрудничает как с представителями коллективного Запада, так и со странами Востока во главе с Россией и Китаем. В ряде случаев Турция выступает с инициативами налаживания сотрудничества между ними. Такие действия стали еще более актуальными после открытого противостояния между Россией и Западом в условиях специальной военной операции на Украине, ярким примером тому может служить достижение зерновой сделки, которая, к слову будет сказано, находится на гране срыва именно по вине западных партнеров.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что перспективы продления зерновой сделки на текущий момент неясные и зависят от учета требований России. По инициативе Турции 5 мая должна состояться встреча представителей сторон – участниц сделки с целью обсуждения перспективы продления соглашения.
Турция продолжает играть одну из ключевых ролей в вопросе урегулирования сирийского кризиса. Так, 10 мая в Москве может пройти четырехсторонняя встреча министров иностранных дел Турции, России, Сирии и Ирана. Переговоры призваны содействовать налаживанию отношений между Анкарой и Дамаском, что послужит стабилизации ситуации в Сирии и в регионе в целом.
При этом продолжаются антитеррористические операции турецких спецслужб, в результате которых только за последние десять дней армия нейтрализовала около 50 террористов. Как заявил министр обороны Хулуси Акар, Турция уважает территориальную целостность всех своих соседей, в том числе Ирака и Сирии, но вместе с тем не намерена допускать создания террористического коридора на южных границах.
Борьба за стабильность и безопасность в данном регионе является не просто вопросом стабильности в Турции, но и вопросом энергобезопасности республики. Причины, по которым противники Анкары вооружают террористов РПК и сирийское крыло террористической организации, а также пытаются сформировать у турецкой границы зону, подконтрольную террористам, становятся более очевидными на фоне открытия крупного месторождения нефти в районе гор Джуди и Габар в приграничной с Сирией провинции Ширнак, говорится в публикации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в связи с обнаружением крупного месторождения нефти на юго-востоке страны. Турецкий лидер пояснил, что речь идет о самом крупном месторождении нефти, обнаруженном на турецкой территории за период существования республики.
Борьба с терроризмом является одним из приоритетов для правительства Эрдогана как во внутренней, так и во внешней политике. Уже около года продолжается процесс принятия в НАТО Швеции, власти которой довольно лояльно относятся к РПК, официально признанной террористической организацией в США и многих странах ЕС, и ее ответвлениями, которые вольготно чувствуют себя в этой скандинавской стране. Активисты движения свободно проводят акции против политики Турции, собирают материальные средства, которые направляют своим сторонникам в Турции, Сирии и Ираке.
После долгих и сложных переговоров турецкие власти смогли добиться изменения шведского законодательства в данной сфере. Риксдаг (парламент) Швеции принял поправки, ужесточающие действующее законодательство по борьбе с терроризмом. Закон также запрещает вербовку, прославление и финансирование террористических организаций. Незаконными станут также поездки за рубеж с целью вступления в подобные группировки. Принятые поправки вступят в силу 1 июня.
Эрдогану также удается филигранно маневрировать и в вопросах реэкспорта в Россию в условиях действующих антироссийских санкций, введенных Западом в связи с СВО на Украине. Согласно последним данным Министерства финансов США, торговые данные Турции свидетельствуют, что Анкара запретила реэкспорт подпадающих под санкции западных товаров в Россию после требований со стороны Вашингтона. Однако, несмотря на это, Анкаре удается сохранить высокий взаимовыгодный товарооборот с Москвой.
Основные предложения лидера оппозиции
Оппозиционный кандидат Кемаля Кылычдароглу в своей риторике делает ставку в основном на недовольстве внутренней политике Эрдогана. Он считает, что властями попираются принципы демократического управления страной, нынешнее правительство не может обуздать инфляцию, что приводит к понижению благосостояние населения.
Основным козырем в критике внутренней политики оказалась ситуация, "подаренная" оппозиции самой природой. Кылычдароглу считает, что руководство страны слабо подготовилось к землетрясению, что стало причиной многочисленных жертв. Им также критикуется скорость восстановления пострадавших районов.
Даже в вопросах развития оборонной промышленности, достижения в которой являются гордостью команды Эрдогана, у Кылычдароглу свои приоритеты. Он вовсю восхваляет американскую аэрокосмическую компанию по национальной безопасности Sierra Nevada Corporation, обещая ей в случае победы на выборах передать территорию аэропорта имени Ататюрка в Стамбуле. Отметим, что Sierra Nevada также производит военные самолеты, вертолеты, БПЛА и радарные технологии для армии США. Противники подобной идеи указывают, что сотрудничество с компанией, пустившей глубокие корни в оборонной промышленности США, может плохо сочетаться с желанием Турции развивать отечественный независимый ВПК.
Во внешней политике Кылычдароглу, по его же словам, намерен углубить сотрудничество с Западом, одновременно поддерживая связей с Россией, и отказаться от применения силы во взаимоотношениях с соседними странами.
Обещание обещанию рознь: ожидания от поствыборной Турции
Аналитики все чаще обращаются к теме возможной политики Анкары после выборов. Если в случае переизбрания действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана все ясно, то в случае победы оппозиционного Кылычдароглу эксперты указывают на серьезные изменения и перестройку.
Политолог Таир Джафарли полагает, что с приходом Кылычдароглу вектора внешней политики Анкары кардинально изменится.
"В настоящее время Турция играет роль связующего звена между Западом и Россией. В случае выпадения подобного звена мир могут ожидать непредсказуемые последствия. А то, что при Кылычдароглу это произойдет, не вызывает никаких сомнений. Он на 100% прозападный политик, все его высказывания о сохранении нынешнего уровня отношений с Россией всего лишь предвыборная риторика", – считает Джафарли.
По мнению эксперта, изменение внешнеполитического курса Турции не сулит также ничего хорошего и Азербайджану, отношения с которым во время правления Эрдогана поднялись до уровня союзнических.
Похожего мнения придерживается казахский политолог Ислам Кураев, который в интервью местным СМИ отметил, что в случае победы кандидата от оппозиции в Турции будет продвигаться проамериканская линия и, вероятно, выстраиваться антироссийская политика в фарватере линии западных союзников. Плюс ко всему – именно такая смена власти может ударить по Ближнему Востоку и Южному Кавказу, изменяя ситуацию к худшему.
Вместе с тем политолог отрицает возможность глобального западного влияния на итоги выборов.
"Мы должны понимать, что турецкий народ очень чувствителен к своему политическому выбору, поэтому, на мой взгляд, вмешательство Запада может быть исключительно финансового характера, в виде каких-либо консультаций для оппозиции или же внешней поддержки в качестве пиара, которую мы сейчас и наблюдаем. Но все это не сыграет никакой масштабной роли на выборах", – полагает Кураев.
Подобные умозаключения казахского политолога во многом совпадают с заявлениями представителей турецкой власти. Позиция официальных лиц Турции сводится к тому, что они не допустят серьезного вмешательства в ход выборов в стране, а последнее слово по поводу получения политических полномочий остается за турецким народом, который выскажет его на выборах 14 мая.