БАКУ, 3 мая — Sputnik. Член комитета Милли Меджлиса (парламента) по науке и образованию Джейхун Мамедов недавно затронул проблему привлечения к экзаменам только что окончивших вуз дипломированных специалистов. Особенно это касается учителей. По словам депутата, это порождает недоверие к дипломам наших вузов и свидетельствует о наличии проблем в сфере высшего образования.
"Выпускник вуза получает диплом, но спустя некоторое время мы говорим, что не доверяем этому диплому, и проверяем знания", - сказал Мамедов.
Отметим, что с 2009 года в Азербайджане прием на работу учителей осуществлялся на конкурсной основе по итогам результатов экзамена, проводимого Государственным экзаменационным центром (ГЭЦ). А с прошлого года начали проводить сертификацию учителей. Педагоги, сдавшие экзамен ГЭЦ, через три года должны пройти сертификацию.
Повторная проверка знаний учителей вызывает у них недовольство. Однако Министерство науки и образования не отказывается от такой практики, настаивая на том, что учителя при приеме на работу должны сдавать экзамен, а в дальнейшем проходить сертификацию.
Отметим, что в проведенной в стране впервые в 2022 году сертификации учителей приняли участие 11 тысяч педагогов начальных классов, при этом 2 800 из них не смогли набрать минимальный проходной балл. Согласно новым изменениям в трудовом законодательстве, если учитель, который не смог успешно пройти сертификацию, снова потерпит неудачу в этом году, трудовой договор с ним будет расторгнут.
Профессор Шахлар Аскеров заявил Sputnik Азербайджан, что выпускники вузов в течение нескольких лет после их окончания должны приниматься на работу без экзаменов. По его словам, такая практика существует в большинстве стран мира.
"Иначе получается, что Министерство науки и образования не доверяет дипломам своих же высших учебных заведений. В сфере образования в Азербайджане порой предпринимаются такие "уникальные" шаги, которые не встретишь ни в одной стране мира", - сказал Аскеров.
Стоит вернуться к практике усовершенствования учителей
По мнению профессора, следует проводить не сертификацию учителей, а направлять их на курсы по усовершенствованию.
"Стыдно заново экзаменовать учителей. Получается, что мы подвергаем сомнению их знания. В наше время учителей каждые пять лет направляли на усовершенствование, потому что наука не стоит на месте, за пять лет в ней могут произойти определенные изменения", - сказал Аскеров.
Поскольку в век современных технологий, когда наука развивается еще быстрее, теперь учителей надо направлять на усовершенствование чаще - каждые три года", - считает Аскеров.
Сертификацию и экзамены не стоит отменять
Эксперт в области образования Надир Исрафилов сказал Sputnik Азербайджан, что знания учителей необходимо проверять. По его словам, в первые годы независимости страны были определенные пробелы при приеме на работу преподавателей высших учебных заведений.
"Иногда перепроверка знаний показывает, что высокие оценки в дипломах выпускников совершенно не оправданы. Я думаю, что прием на работу посредством экзаменов и сертификации учителей должны проводиться еще какой-то период", - сказал Исрафилов.
По его словам, в свое время десятки вузов в стране готовили учителей, не располагая при этом соответствующей кадровой и технической базой, поэтому перепроверка знаний педагогов все еще необходима и пока отменять ее не стоит
Такой же позиции придерживается и другой эксперт в области образования Рамин Нуралиев.
Он сказал Sputnik Азербайджан, что в Турции также существует система приема на работу учителей в соответствии с результатами экзамена. Эксперт считает такой способ правильным, потому что дипломы по окончании университетов получают все выпускники, однако уровень знаний у них неодинаковый. Поэтому Нуралиев считает обоснованным, что учителя при приеме на работу сдают экзамен ГЭЦ и проходят сертификацию.
По его словам, проверка знаний педагогов нацелена на то, чтобы привлечь в школы действительно образованных специалистов, что послужит повышению уровня образования подрастающего поколения и развитию сферы образования в стране в будущем.
"Следует также учитывать, что в некоторых частных вузах проходной балл очень низкий. В Азербайджане в нынешних реалиях необходимо перепроверять знания дипломированных специалистов. Ведь ни один родитель не хочет, чтобы его ребенка учил неграмотный учитель", - сказал Нуралиев.
Вузы должны нести ответственность за своих неграмотных выпускников
Исрафилов также отметил, что необходимо ужесточить требования к вузам. По его мнению, помимо прочего, при аккредитации учебных заведений следует учитывать и низкие результаты их выпускников.
"Если обладатель диплома показывает очень низкие результаты на экзамене, следует спросить за это с вуза, который должен нести ответственность за выдаваемый документ. Вузы должны серьезно подходить к подготовке специалистов", - сказал наш собеседник.