БАКУ, 2 мая — Sputnik. Одна из крупнейших платформ электронной коммерции в Турции Trendyol недавно подписала партнерское соглашение с PASHA Holding, согласно которому она выходит на рынок Азербайджана. Стороны создают совместную компанию, которая будет работать в секторе электронной торговли на рынке АР.
Как соглашение между Trendyol и PASHA Holding и приход Trendyol в Азербайджан, повлияет на экосистему электронной коммерции страны? Не займет ли PASHA Holding доминирующую позицию в электронной коммерции страны?
На эти и другие вопросы ответил эксперт по ИКТ Осман Гюндуз.
По его словам, приход Trendyol в Азербайджан ожидался давно, однако стало неожиданностью, что он состоится в рамках соглашения с PASHA Holding.
Эксперт сказал, что появление на азербайджанском рынке такой огромной, имеющий богатый опыт работы и весьма популярной в Азербайджане платформы электронной коммерции, как Trendyol, будет иметь большое значение для развития экосистемы электронной коммерции и формирования ее новой культуры, более быстрого доступа к услугам. Это положительно скажется с точки зрения применения инноваций, технологий, обеспечивающих большую доступность электронной торговли, создания комфортных условий для покупок, эффективных программ лояльности и надежности для покупателей.
"Однако весьма усложнится конкуренция для десятков местных мелких карго-компаний, которые ориентированы только на Trendyol. Можно предположить, что большинство из них не выдержит ее, если не получит доступа к другим рынкам, и может оказаться под угрозой закрытия", - сказал Гюндуз.
Он напомнил, что за последние два-три года количество таких карго-компаний в стране достигло двухсот. Но на самом деле, по словам эксперта, такой исход был ожидаем и прогнозировалось, что подобные фирмы, спектр услуг которых ограничен и сводится лишь к выполнению функции посредников, рано или поздно столкнутся с такой проблемой.
Эксперт также добавил, что относительно крупные азербайджанские карго-компании, предоставляющие услуги через магазины и платформы, отличные от Trendyol, смогут продолжать конкурировать в новых условиях, адаптируясь к изменениям, осваивая новые рынки и внедряя инновации.
По его словам, отношения PASHA Holding с такими компаниями и сотрудничество в сфере доставки товаров сыграют важную роль в дальнейшей судьбе этих карго-компаний.
Эксперт считает, что значимость PASHA Holding и его платформы электронной коммерции Umico в экосистеме электронной коммерции будут возрастать и, таким образом, PASHA Holding станет крупным игроком на этом рынке.
"Предположительно, платежная система всех торговых транзакций через Trendyol будет действовать посредством платежной системы PASHA Bank. Нет сомнений, что соглашение между ними послужит укреплению Umico. Данная платформа, имеющая развитую инфраструктуру доставки, получит возможность расширить клиентскую базу", - сказал Гюндуз.
Он добавил, что с этой точки зрения риски для местных структур электронной коммерции неизбежно возрастут.
Напомнив, что PASHA Holding недавно сформировал новые платежные системы, эксперт предположил, что в скором времени на азербайджанский рынок выйдут такие сервисы, как Trendyol Yemək (доставка еды), и многие другие.
"Если так будет продолжаться, то PASHA Holding займет доминирующее положение в сфере карго, финансовых технологий и даже электронной коммерции Азербайджана. В таком случае этот холдинг попадет под действие антимонопольного законодательства", — сказал эксперт.
Гюндуз добавил, что интересно было бы узнать позицию Государственной антимонопольной службы по отношению к этой сделке.
Что касается вопроса о том, какими после прихода Trendyol в Азербайджан будут цены для наших граждан, то эксперт отметил, что, по словам подписавшего соглашение главы PASHA Holding Джалала Гасымова, цены станут более выгодными, а выбор продукции - более разнообразным.
"Однако уже сейчас можно прогнозировать, что появятся ограничения на продажу некоторых брендов на азербайджанском рынке через Trendyol. А какой будет ценовая политика, мы увидим в ближайшее время. Будем надеяться, что цены будут более доступные и разумные", — добавил эксперт.
Напомним, главный советник отдела контроля за недобросовестной конкуренцией и законодательством о рекламе Государственной службы по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Джавид Сулейманов некоторое время назад заявил, что, принимая во внимание возможности недобросовестной конкуренции, связанные с реализацией продукции, произведенной в Турции, госслужба может принять меры в отношении Trendyol. Это заявление вызвало большой резонанс в обществе.
Позднее Сулейманов сообщил, что принятие таких мер в данный момент не обсуждается и что они являются лишь примерами международной практики в данной сфере.