БАКУ, 21 апр — Sputnik. Рост грузоперевозок в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" активизировал морские поставки по Каспийскому морю, в результате чего потребность в судах значительно выросла. Так, согласно оценке Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) РФ, для обслуживания и организации бесперебойной работы "Север-Юг" требуется не менее 45 судов-контейнеровозов размерности "Волго-Дон Макс".
При этом, по словам заместителя гендиректора по развитию рынков гражданского судостроения ОСК Давида Адамия, пока планируется построить вдвое меньше - до 25 судов.
Потребность в долгосрочной перспективе
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что в оценке количества необходимых новых контейнеровозов проекта 00108 (суда типа "река-море") есть определенные разночтения, вызванные разными подходами Минпромторга РФ и ОСК.
"ОСК оценивает потребность в 45 судов. Они рассчитывают на создание нового оператора перевозок, который возьмёт эти корабли в лизинг. Минпромторг же берет оценки по максимуму и в долгосрочную перспективу на 2030-2035 годы", - рассказал Караваев Sputnik Азербайджан, добавив, что 45 судов - достаточно масштабная задача.
По словам эксперта, в конце марта в рамках программы льготного лизинга правительство РФ утвердило распоряжение, согласно которому к 2027 году планируется построить 21 судно проекта 00108. Караваев отметил, что их вместимость составляет до 530 контейнеров и два трюма для сухих насыпных грузов: от зерна до пиломатериалов. Проект разработан нижегородским бюро "Вымпел".
"Заказ на четыре судна уже получил астраханский судостроительный завод "Лотос" ("Южный центр судостроения и судоремонта"). Два из них планируется сдать в 2024 году, еще два - в 2025 году", - сказал эксперт.
При этом, отметил он, вопрос размещения остальных судов пока остается открытым.
Кооперация по судостроительству на Каспии
По словам экономиста, пока примеров сотрудничества по строительству судов на Каспии мало, но шансы на подобную кооперацию сейчас значительно возрастают.
Так, подобные проекты между Азербайджаном и Россией обсуждались еще в 2019-2020 годах. Также рассматривалось взаимодействие между Бакинским судостроительным заводом и Астраханским заводом "Лотос", отметил Караваев.
"Речь шла о том, чтобы на астраханском предприятии построить несколько судов для Азербайджана. Это все-таки не кооперация в чистом виде, а скорее размещение заказов", - отметил он.
Сейчас, подчеркнул экономист, когда ситуация очень сильно изменилась, потенциальный объем заказов, который падает на основные предприятия на Каспии, значительно увеличивается.
"Их в Каспийском регионе мало: одно из них в Азербайджане – Бакинский судостроительный завод, два крупных предприятия в РФ –Астраханский "Лотос" и Нижегородский завод "Красное Сормово" - старейшее судостроительное предприятие в России, которое еще с середины 19 века работало и обслуживало весь флот на Волге и Каспии", - рассказал Караваев.
Третье крупное судостроительное предприятие на Каспии – это туркменский завод "Балкан". Но он пока только набирает обороты, и в расчет его брать не приходится, считает он.
При этом, рассказал Караваев, в прошлом году Исламский Банк Развития (ИБР) выделил кредит на строительство на туркменском предприятии нескольких судов, близких по типу российскому контейнеровозу проекта 00108.
Сотрудничество Азербайджана и РФ в судостроении
Караваев напомнил, что вопрос сотрудничества в судостроительной сфере за последние два года периодически озвучивался и постоянно находился в повестке рабочих встреч и контактов представителей правительства Астраханской области и Азербайджана.
"Звучат предложения о совместной кооперации в судостроительстве, обсуждаются разные схемы. Одна их них – Бакинский судостроительтный завод собирает часть блоков и корпусов, и окончательная сборка судов осуществлялась бы в Астрахани", - пояснил экономист.
По словам эксперта, к Бакинскому судостроительному заводу растет интерес иностранных компаний.
"Бакинский завод будет модернизирован рядом крупных компаний. Так, президент Ильхам Алиев в этом году в Давосе встретился с главой крупного голландского судостроительного концерна Damen Shipyards Group Арнаутом Даменом. Еще есть проект с французской Thales, которая занимается оснащением военных и гражданских судов", - рассказал Караваев.
В целом, кроме озвученных цифр (45 судов), для Каспия потребуется гораздо большее их количество, считает экономист.
При этом, из стран Каспийской пятерки основными заказчиками станут Казахстан - для обновления своего танкерного флота - и ЗАО "Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство" (ASCO), которое размещает свои заказы в Азербайджане, а также закупает и эксплуатирует суда во внешних водах.
"Потенциальный запрос гораздо шире, чем технические возможности судостроительства на Каспии. При этом, мощности Бакинского завода составляют шесть судов в год. Если учесть "Красное Сормово" и "Лотос" — это почти в три раза больше - около 15-17 судов", - отметил эксперт.
Странам Каспия нужно развивать кооперацию для удовлетворения своих потребностей и закупать суда на внешних рынках, резюмировал Караваев.